САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 августа. /ТАСС/. Создание образовательных возможностей для начинающих кинематографистов на местах является основополагающим для развития регионального кино в России. Такое мнение ТАСС высказала в воскресенье продюсер компании "СТВ" и глава кинокомпании Forest Film Наталья Дрозд ("Купе номер шесть", "Аритмия").
"Что касается региональных проектов, то это вопрос образования. Пока у нас не будет в регионах достаточного количества лабораторий, мастерских, вузов, курсов - любых форм образования - у нас не будет региональных проектов. Съемки - да, а инициация проектов из регионов - пока что это возможно в рамках страны через Москву или Петербург", - сказала продюсер на полях финального питчинга проектов сценарно-режиссерской лаборатории "Ленфильм-дебют". Дрозд является инициатором и руководителем этой лаборатории.
В качестве исключения она назвала Якутию, в которой в последние годы силами местных кинематографистов был создан целый ряд успешных проектов.
Как показывает опыт "Ленфильм-дебюта", где авторы-дебютанты разрабатывают свои сценарии под руководством ведущих российских кинематографистов, в регионах пока "нет достаточно зрелых проектов", отметила Дрозд. "Мы когда выбирали проекты (для участия в лаборатории - прим. ТАСС), у нас было 600 проектов, и у нас была задача, которую мы сами себе поставили - выбрать региональные проекты в том числе, брать не только Москву и Петербург. Но поскольку наша лаборатория предполагала, что у людей должен быть первый драфт сценария и снятый короткий метр, то выяснилось, что эти критерии доступны только тем людям из регионов, которые три-пять лет назад приехали в Москву или Петербург, здесь что-то поделали, поучились, поснимали, поработали и получили тот самый набор, который нужен был нам", - пояснила она.
Вместе с тем, по словам Дрозд, во многих регионах власти выделяют субсидии кинопроизводителям и возвращают им часть понесенных затрат на создание фильмов. "Мне кажется, что история с региональными субсидиями и рибейтами будет развиваться, и это очень здорово", - считает она.
"Мы только что закончили в Перми съемки летнего блока проекта Любы Мульменко "Фрау" - не только потому, что Люба из Перми, а и потому что там есть рибейты, - отметила Дрозд. - Будет некий подъем производственный в регионах при условии сохранения или повышения уровня региональных денег, которые можно получить за съемки там".
"Запрос на героев, живущих в регионах"
Продюсер Юлия Мишкинене ("Асфальтовое солнце", "Салют-7") считает, что будущее - именно за региональным кино. "Мне очень нравится кино, которое снято не в Москве и не в Санкт-Петербурге. Мне очень интересен кавказский регион, потому что там кино мало, но когда оно появляется, оно очень яркое. Хотелось бы, чтобы развивались региональные студии, и чтобы больше поддерживали их. Кино - это такой механизм развития регионов, потому что оно привлекает и силы разные, и деньги, и людей, и рабочие места появляются", - отметила она.
Продюсер Сергей Корнихин ("Я худею", "Верность") в беседе с ТАСС отметил, что ориентация только на столицу с точки зрения развития кинопроизводства - "это бессмысленно". По его мнению, с проникновением онлайн-кинотеатров аудитория за пределами крупных центров кинопроизводства, "гораздо меньше имеющая доступ в том числе и к кинотеатрам, имеет огромный спрос и рождает огромный спрос". "Я уверен, что запрос есть как раз на героев, живущих в регионах", - сказал он.