26 октября 2022, 10:00
Статья

Ликование Шолохова и "украденные" казацкие чубы: как создавался "Тихий Дон"

Рассказываем о том, как снимался классический советский фильм, к 65-летию премьеры
Съемки фильма "Тихий Дон". Киностудия им. Горького
Съемки фильма "Тихий Дон"

Сложно представить себе советскую литературу без эпического романа Михаила Шолохова "Тихий Дон". В четырех томах писатель смог уместить важнейшие события начала XX века, предопределившие путь всей России, и отразить их через судьбу обычного казака. Сразу после выхода книги она была экранизирована Ольгой Преображенской и Иваном Правовым, однако огромную популярность приобрела более поздняя версия, созданная Сергеем Герасимовым.

Герасимов предлагал экранизировать роман Шолохова еще в 1939 году, после того как закончил работу над фильмом "Учитель". Однако к этому не располагала политическая обстановка — в то время от артистов требовались эпические произведения о построении коммунизма, и судьба Григория Мелехова, человека "обреченного историей", в эту идеологию никак не вписывалась. Режиссеру удалось осуществить свой замысел только во второй половине 50-х. С благословения самого Шолохова он приступил к написанию сценария, правда, сам автор отказался помогать Герасимову и не хотел вмешиваться в процесс создания картины. Однако все делалось только с его одобрения, в том числе утверждение актеров.

С одной стороны, экранизация "Тихого Дона" была не такой уж сложной с художественной точки зрения задачей. Сам режиссер признавал, что роман настолько хорошо продуман, что ему просто нужно было верно следовать слову Шолохова и не придумывать ничего лишнего. С другой — за десятилетия после публикации книги у читателей сформировался свой образ хутора Татарского и его обитателей, и Герасимову нужно было точное попадание в образ, чтобы не расстроить ни поклонников творчества Шолохова, ни самого писателя

В поисках Григория

Для подбора актеров была создана целая картотека героев романа: от кучера до царя, при этом самым сложным оказался поиск актеров на главные роли. На роль Аксиньи, одну из самых сложных и притягательных героинь советской литературы, среди множества кандидатур Шолоховым была лично утверждена Элина Быстрицкая. На роль Натальи, нелюбимой жены, Герасимов взял студентку своего курса, молодую и непосредственную Зинаиду Кириенко. Гораздо хуже дела обстояли с Григорием Мелеховым. Сначала его пытались искать среди казаков в ростовских станицах, но все они либо попадали в образ, но не подходили внешне, либо наоборот. Режиссер уже был готов смириться с не самой удовлетворяющей его кандидатурой, когда ему помог случай.

На "Мосфильме" проходили прослушивания на эпизодические роли, и на одно из них пришел Петр Глебов. Герасимов обратил на него внимание — его зацепили "сильные" глаза актера и голос. К удивлению ассистентов, режиссер попросил их загримировать Глебова под Мелехова и благополучно об этом забыл. На следующий день, когда Герасимов пришел на "Мосфильм", его встретил Григорий Мелехов, как будто сошедший со страниц романа.

Съемки фильма "Тихий Дон". Киностудия им. Горького
Съемки фильма "Тихий Дон"

Большую роль в формировании образа казака играли и иллюстрации к книге, создаваемые на протяжении десятилетий и подающие его практически как исторического персонажа. Гримеры точно воспроизвели этот образ, а на читке сценария Герасимов убедился, что Глебов правильно понимает своего героя. Когда Шолохову показали кадры с проб, писатель практически сразу сказал, что на него смотрит самый настоящий Григорий. Мелехов наконец-то был найден.

Атмосфера донского хутора

Натурные съемки было решено проводить на родине романа, в Ростовской области. Стараниями художников вблизи хутора Диченского вырос хутор Татарский, в котором были построены курени Мелеховых, Астаховых, Листницких и даже церковь, куда любили забираться местные, чтобы было удобнее наблюдать за съемками. Внутреннее убранство домов главных героев при этом было воспроизведено в павильонах "Мосфильма". С наступлением осени вся работа переносилась в Москву, куда перевозили мебель, утварь, посуду, настоящие донские лавки, двери и сундуки.

Местные жители Диченского сначала с подозрением относились к приезжим из столицы, однако, когда поняли, что киношники относятся к делу серьезно, стали неотъемлемой частью съемочного процесса

По признанию тех, кто работал над фильмом, без казаков им бы точно не удалось воспроизвести настоящую атмосферу донского хутора. Даже в том, как они двигались или повязывали платок, была особенная магия и сила, которую артисты пытались повторить. По заданию режиссера они "обживали" свой образ, занимаясь обычными деревенскими делами.

Так, однажды, когда Элина Быстрицкая шла к колодцу за водой, ее догнал Глебов на своем коне Диктаторе. Актриса крикнула ему вслед фразу из сцены, которая должна была сниматься на днях, тот ответил, и постепенно между ними завязался шутливый диалог. Им встретилась хуторская бабушка с коромыслом, воспринявшая игру актеров всерьез, и вклинилась в беседу. Только когда вся троица остановилась перед колодцем, она поняла, что Глебов и Быстрицкая — актеры. Те, конечно, были очень довольны результатами незапланированной репетиции. Жители настолько свыклись с актерами, что воспринимали их исключительно как персонажей книги — если кто-то приезжал в станицу и спрашивал среди местных, где живет Глебов, те не могли ему ответить. Зато где живет Гришка Мелехов, знали все.

Съемки фильма "Тихий Дон". Киностудия им. Горького
Съемки фильма "Тихий Дон"

Местные не только консультировали, но и активно участвовали в съемках. На хуторе было престижным хоть как-то приложить руку к созданию картины. Перед гримерами и костюмерами стояла сложная задача — одеть, обуть и загримировать десятки актеров массовки. Некоторые из них были настолько убедительны, что им даже давали эпизодические роли с репликами, а другие довольствовались тем, что "одалживали" из гримерок предметы казачьего гардероба, например чубы, и щеголяли в них деревне. На следующий день все "одолженные" вещи всегда возвращались, но немного потрепанными. Отзывчивыми оказались не только жители хутора, но и горожане в Ленинграде. Когда на Дворцовой площади проходили съемки взятия Зимнего дворца, прохожие обращались к съемочной группе с вопросами и предложениями. Некоторые оказывались непосредственными очевидцами изображаемых событий.

Премьера

Шолохова не раз приглашали на съемки, но тот полностью доверял Герасимову, поэтому писателю показывали отснятый материал уже в студии, где он мог вносить правки. Постепенно, шаг за шагом начал формироваться фильм, и к весне 1957 года первые две серии были готовы. Шолохов был так доволен результатом, что попросил сначала показать картину своим землякам и устроить премьеру в его родной станице Вешенской. Вся съемочная группа полетела туда из Ростова на самолете, который сел неподалеку от станицы, "за огородами". В Вешенскую съезжались жители всех окрестных деревень, приезжали целыми семьями, поэтому просмотры проходили круглосуточно. Пока одни зрители смотрели фильм, другие прямо на площади, на улице обсуждали его друг с другом и съемочной группой. Герасимов потом вспоминал, что никогда его работа не встречала столь искреннего энтузиазма и любви зрителей.

Съемки фильма "Тихий Дон". Киностудия им. Горького
Съемки фильма "Тихий Дон"

Официальная, как бы сейчас сказали, светская премьера прошла в московском кинотеатре "Ударник" только в октябре, когда режиссер вовсю работал над третьей частью киноэпопеи. "Тихий Дон" Герасимова стал настоящей классикой советского кино, а актерские работы оказались настолько яркими, сильными и искренними, что, читая книгу, уже сложно представить себе другого Григория или Аксинью.

Тома Ходова