10 ноября 2022, 10:29

В Архангельске представили коллекцию крестьянской одежды конца XIX - начала XX веков

Ирина Скалина/ ТАСС

Предметы гардероба, многие из которых экспонируются впервые, выбраны так, чтобы показать влияние городской моды на крестьянский северный костюм

АРХАНГЕЛЬСК, 10 ноября. /ТАСС/. Коллекция старинной крестьянской одежды разных уездов Архангельской губернии из фондов музея "Малые Корелы" представлена в Архангельске в проекте "Осенние рукомесла". Предметы гардероба, многие из которых экспонируются впервые, выбраны так, чтобы показать влияние городской моды на крестьянский северный костюм в конце XIX - начале XX веков, рассказала ТАСС заместитель заведующего отделом этнографических программ и массовых мероприятий музея Ольга Знатных.

"Это переходный период заимствования городской моды в деревне, и тема звучит так: городская мода в крестьянском женском костюме Архангельской губернии конца XIX - начале XX веков. Многие вещи не участвовали в выставках, у нас есть возможность представить образцы, которые еще не экспонировались. Представлены и разные уезды, и разные ткани, и праздничные, и будничные", - рассказала Знатных.

В коллекции показаны платья, костюмы-парочки, головные уборы и обувь. Всего представлено 70 предметов. На рубеже веков на Русском Севере в деревнях еще носили традиционные комплекс, состоявший из рубахи и сарафана. Но под влиянием городской моды все более популярными становятся комплекты из кофты и юбки, сшитые из одной ткани - их и называли парочки. Сначала такие костюмы носили в основном по праздникам. Поверх городского костюма или платья редко надевали тканые традиционные пояса, но их зачастую носили под рубахой. "Если на платье был накладной пояс из фабричной ткани, то внизу на рубахе мог быть как оберег старинный пояс", - отметила она.

Распространению костюмов и платьев способствовало появление тканей фабричного производства российских мануфактур. "Если раньше костюм строился по модулю ткацкого станка и весь крой был подчинен ширине "домоткани", то ткань стала более широкая, можно использовать какие-то фигурные лекала. Крой становился более вычурным, более разнообразным, - пояснила собеседница агентства. - Уже были доступны журналы. Были очень интересные рекламные ходы, когда, например, мыло заворачивали в листовку с вышивкой или выкройкой".

Вместо повойников (старинный головной убор замужних женщин, округлая шапочка из ткани с околышем) появились и другие головные уборы, в деревнях стали использовать вязаные перчатки, причем часто они сочетались с традиционным костюмом. Например, в свадебном костюме жительницы Нёнокса привычные коротена (разновидность душегреи) и сарафан были дополнены перчатками до локтя. Мужчины стали носить жилеты. Новшества в гардеробе упоминались в фольклоре того времени. "Во многих песнях звучит: баско ("красиво" по-поморски - прим. ТАСС) одетый парень в жилете при часах. То есть он сходил в город на заработки, прикупил жилет и часы", - привела пример Знатных.

О проекте

В проекте "Осенние рукомесла" участвуют как свободные мастера, так и руководители студий декоративно-прикладного творчества, кружков, ремесленных студий и центров, руководители фольклорных коллективов из разных районов области. Кроме знакомства с коллекцией, для них пройдут лекции по истории северного костюма, о традиционных тканых поясах, о старинных головных уборах. Еще одна часть проекта - это творческие лаборатории. Участники сошьют платье и сделают головной убор, характерные для Мезенского уезда конца XIX-начала XX веков.