18 ноября 2022, 20:19

Нижегородскому музею передали в дар картину "последнего рыцаря импрессионизма" Кузнецова

Генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин и Андрей Щербинин. Георгий Поветкин/ ТАСС
Генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин и Андрей Щербинин
Имя художника стало известно благодаря Фонду содействия сохранению его творческого наследия

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 18 ноября. /ТАСС/. Редкую картину "Париж. Сена", выполненную в середине 1920-х годов уроженцем Нижнего Новгорода художником Константином Кузнецовым, передали в пятницу Нижегородскому государственному художественному музею.

"Константин Кузнецов - это абсолютно не раскрытый для широкой публики художник, он буквально год-два начинает завоевывать новое информационное поле. Он эмигрировал до революции, был неизвестен в России в рамках истории искусств народов Советского Союза, его никто не изучал", - рассказал ТАСС генеральный директор музея Роман Жукарин.

По его словам, художник стал известен в России благодаря Фонду содействия сохранению творческого наследия Константина Кузнецова. "Это новое имя, его никто широко не рекламировал и то, что нам сейчас дарят работу, для нашего города, для музея и для широкого искусствоведения - это такая дебютная история. Он свое место в истории искусства еще займет", - сказал руководитель музея.

Жукарин добавил, что искусствоведы сходятся во мнении о высоком месте Кузнецова в мире искусства. "Об этом свидетельствуют как его работы, так и те отзывы, которые о нем выставляли великие художники французской столицы, наравне с которыми он работал", - заключил Роман Жукарин.

Работы Кузнецова в Европе котируются наравне с полотнами Клода Моне, рассказал журналистам замгубернатора региона Олег Беркович. "Особенно важно, что он уроженец Нижнего Новгорода, он здесь жил, часто приезжал, часть его работ связана с Нижним. Это важное событие для нашей культуры", - сказал Беркович.

Уникальность произведения

Работа "Париж. Сена" выполнена Кузнецовым в период, когда он сосредоточил свое творчество на изображении видов столицы Франции. В это время его материальное состояние заметно ухудшилось: он уже не мог позволить себе, как раньше, выезжать на пленэры в его любимые регионы Франции - Бретань и Нормандию.

"Париж для него стал единственным местом, где он мог работать в 20-30-е годы. А так как он любил работать на пленэре, был пейзажистом, Сена - это такой единственный уголочек живой природы в Париже, который он любил изображать. <…> Этот момент нам кажется таким очень важным, некая такая эмоциональная связь с родиной, когда он босоногим мальчишкой бегал по берегам Оки и Волги и любил ловить рыбу", - рассказал в беседе с ТАСС директор Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Константин Ещеркин.

Он добавил, что в фонде не так много графических работ Кузнецова, на которых изображен Париж. "Соответственно, его графические работы в этом смысле уникальны, потому что они показывают некую другую сторону его творчества. На мой взгляд, они обращаются к другой его стороне, более личной, интимной", - заключил собеседник.

Как отметили в музее, Кузнецов оказался единственным из отечественных художников, кто столь полно и органично воспринял и продолжил традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Оценивая творчество художника, критики ставили его работы в один ряд с такими мастерами, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Анри де Тулуз-Лотрек. Подчеркивая его глубокую приверженность выбранному методу даже в 1930-е годы, критик Франсуа Тьебо-Сиссон назвал его "последним рыцарем импрессионизма".