30 ноября 2022, 01:01

Композитору Эдуарду Артемьеву исполнилось 85 лет

Композитор Эдуард Артемьев. Михаил Терещенко/ ТАСС
Композитор Эдуард Артемьев
Праздновать свой день рождения он не планирует

МОСКВА, 30 ноября. /ТАСС/. Народный артист РФ композитор Эдуард Артемьев в среду принимает поздравления в честь 85-летия. Он является автором музыкальных тем ко многим фильмам - "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Родня", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник", "Двенадцать" режиссера Никиты Михалкова, "Зеркало" и "Сталкер" Андрея Тарковского, а также "Сибириада", "Гомер и Эдди", "Одиссея", "Дом дураков" и "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского.

Праздновать свой день рождения композитор не планирует. Однако 3 декабря пройдет его юбилейный гала-концерт "Кинотеатр Эдуарда Артемьева" в Государственном Кремлевском дворце.

"Я юбилей отмечать не буду, потому что я не здоров", - сказал Артемьев накануне юбилея на пресс-конференции в ТАСС. - Концерт с таким названием ("Кинотеатр Эдуарда Артемьева" - прим. ТАСС) дал нам пищу для подбора репертуара. С помощью организаторов, творческой бригады мы создали программу, которая лично меня очень устраивает. Я большую часть жизни провел в кино. Публике будет интересно послушать. Я называю стилистику этого концерта "фьюжн или полистилистика".

О тонкостях работы со знаменитыми режиссерами

Композитор поделился воспоминаниями о работе с режиссером Михалковым, назвав его строгим, требовательным и обладающим "сверхспособностями" человеком. "Музыка все-таки диктуется режиссером. Допустим, [музыка] из фильмов "Раба любви" и "Сибирский цирюльник" - это под огромным давлением Никиты [Михалкова] было сделано. Я там упрямился где-то, но потом я остался доволен, что он не отступился и вовремя надавил. Режиссер часто является проводником своих идей через музыку другого человека - это такое странное явление, результаты, конечно, бывают разные, - считает Артемьев. - Михалков очень жесткий, строгий режиссер. Он хочет, чтоб выполнялось все задание, которое он дал композитору. Он, на мой взгляд, обладает некими экстрасенсорным влиянием: когда он говорит, он в тебя невольно закачивает свою энергию, и с ним после этого работать очень легко. Я крайне мало ошибался, когда с ним работал".

Артемьев рассказал, что режиссера Тарковского сам процесс записи музыки к фильму не интересовал. "Вот, допустим, Андрей Тарковский о музыке не говорил совершенно. Он говорил о философии, о своих замыслах, он на записи [музыки] не приходил никогда. Однажды я у него спросил: "Андрей, а что ты не ходишь то? А то я в подвешенном состоянии, подходит тебе музыка или не подходит", - вспоминает Артемьев. - А он [Тарковский] говорит: "Это же не концерт. На концерте я могу судить о музыке как о данности. А в кино я должен сопрягать ее с изображением, со всеми окружающими звуками, поэтому я должен слушать ее только во время микса, и только тогда я могу решить, будет она или нет".

Сотрудничество с Кончаловским Эдуард Артемьев назвал самым трудным, так как у него всегда были свои идеи, которые приходилось реализовывать. "Вот самое трудное - это с Кончаловским. Мы вместе учились в консерватории до третьего курса, потом он ушел в кино, причину я не знаю, - сказал композитор. - Он сразу примеряет [относительно музыки в картине] какие-то свои идеи, потом говорит, что это не годится, потом, наконец, вырабатывается технология. Я каждый раз говорю, что работаю с ним последний раз".

Мечты и планы

Артемьев рассказал, что работает над музыкой концертов для скрипки и фортепьяно в настоящее время. В будущем он планирует создать оперу по роману "Степной волк" Германа Гессе. "Мечта моя, чтобы Господь мне дал сил, чтоб я смог реализовать планы, которые у меня есть. <…> Я хочу закончить концерт для скрипки и концерт для фортепьяно - два сочинения. Хочу за этот год дописать. <…> Если это получится, я возьмусь, уже неважно, успею закончить или нет, за оперу "Степной волк" по Гессе", - рассказал он.

По мнению Артемьева, это произведение идеально подходит для оперы, так как в нем есть смешение стилей.

Композитор также рассказал, что творческий процесс всегда его сильно увлекает. "Когда я работаю, день сейчас или ночь, для меня это не важно. Мои домашние знают, что я падаю, потом опять начинаю. Я всегда увлекаюсь", - поделился он.

"Главный саунд наших дней"

Эдуард Артемьев считает киномузыку отдельным жанром. "Киномузыка стала может быть самым главным саундом наших дней. Сейчас там (в музыке для кино - прим. ТАСС) стали величайшие композиторы работать, это серьезное дело, - отметил композитор. [Киномузыка] стала совершенной другой: из сопровождающей, хотя такие функции ей тоже присущи, стала лидирующей - некий новый жанр, который называется киномузыка".

Композитор родился в Новосибирске. В 1955 году Артемьев поступил на теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, учился по классу композиции народного артиста СССР Юрия Шапорина. Он стал одним из первых советских композиторов, работавших в жанре электронной музыки. В 1960-1990-х годах написал музыку к более чем 30 постановкам для Театра им. Моссовета, Государственного академического Малого театра, Московского академического театра сатиры, Московского драматического театра на Малой Бронной и других.

Композитор около 30 лет работал над рок-оперой "Преступление и наказание". Ее премьера состоялась в 2016 году в Московском театре мюзикла, режиссером-постановщиком стал народный артист РСФСР Андрей Кончаловский. В общей сложности Артемьев написал музыку к более чем 200 фильмам. Жизни и творчеству композитора посвящены документальные фильмы "Эдуард Артемьев. В своем фантастическом мире" (2012, режиссер Олеся Фокина) и "Артемьев" (2017, Дарья Былинушкина), а также книга "Вселенная Эдуарда Артемьева" (2006, автор Татьяна Егорова).

Артемьев - четырехкратный лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, а также престижных российских кинопремий, таких как "Ника" и "Золотой орел". В 2017 году был удостоен российской театральной премии "Золотая маска" в номинации "Работа композитора в музыкальном театре". В ноябре 2022 года президент РФ Владимир Путин присвоил композитору звание Героя Труда.