В 2009 году "Аватар" Джеймса Кэмерона о синих котообразных инопланетянах с далекой планеты Пандора подсадил весь мир на 3D и собрал в прокате более $2,7 млрд, побив рекорд еще одного проекта Кэмерона "Титаник". При этом до выхода картины многочисленные критики шутили по поводу синих людей, странного, будто синтетического изображения, плохих спецэффектов, 3D-очков и прочили Кэмерону провал, но режиссеру было не привыкать. С каждым своим фильмом он изобретал новые технологии, двигал кинопроцесс вперед и обеспечивал студиям огромную прибыль.
После оглушительного успеха "Аватара" никто уже не пытался спорить с Кэмероном, и 20th Century Fox хотела побыстрее начать работу над продолжением, чтобы выпустить вторую часть через два года. Однако Кэмерон остался верен себе и, как всегда, сделал все по-своему.
Пять фильмов вместо одного
Изначально режиссер даже не был уверен, что вообще хочет браться за продолжение "Аватара", поэтому студии пришлось приглушить свой энтузиазм и терпеливо ждать решения Кэмерона. Он не был готов к такой бурной общественной реакции на его фильм — "Аватар" не просто собрал много денег в прокате, но в очередной раз поднял болезненные вопросы о том, что мы делаем со своей планетой и не пора ли нам остановиться. В глазах публики Кэмерон стал не только одним из самых престижных режиссеров в мире, но и защитником всех угнетенных, что в целом совпадало с его жизненной позицией: если ты видишь горящий дом, не сиди в стороне, а бери ведро и иди тушить пожар. К нему начали обращаться "на’ви" с Земли, пытающиеся спасти свои родные края от жадных до прибыли корпораций. Конечно, Кэмерон не мог оставить их в беде, поэтому провел следующие несколько лет в попытках стать реальным Джейком Салли.
Через два месяца после выхода "Аватара" отчаявшиеся активисты позвали режиссера в Бразилию в надежде на то, что Кэмерон поможет аборигенам остановить строительство ГЭС "Белу-Монти". Правительство страны планировало использовать энергию ГЭС для постройки шахт в тропическом лесу, что привело бы к затоплению целого района реки Шингу, где проживали местные племена. Кэмерон ответил на призыв, посетил строительную площадку ГЭС, написал письмо президенту Бразилии и обратил внимание ООН на проблему. Благодаря общим усилиям активистов площадь водохранилища "Белу-Монти" сократили, но сам проект не отменили.
Режиссер вернулся к мыслям о продолжении "Аватара" только в 2012 году. Он планировал сделать трилогию, однако чем больше канадский визионер думал о сюжете, тем сильнее он разрастался, и в итоге было принято решение создать четыре сиквела к оригинальному фильму. То есть всего франшиза должна была состоять из пяти частей. Хотя первая картина была написана Кэмероном единолично, для того чтобы осуществить такой масштабный замысел, ему нужна была помощь. Сценарист новых фильмов о Терминаторе Джош Фридман, авторы "Восстания планеты обезьян" Рик Джаффа и Аманда Сильвер работали вместе с режиссером над всеми четырьмя частями одновременно. Кэмерон вдохновлялся опытом "Властелина колец", в котором отдельные книги складывались в единую сагу. В первом фильме режиссер показал нам лишь малую часть огромной Пандоры, и в следующих частях он хотел более подробно исследовать мир, полный флуоресцентных растений и необычных животных, и, возможно, даже выйти за пределы — на другие спутники гигантской газовой планеты Полифем.
Технологии и эксперименты
На написание сценария для всех четырех фильмов и разработку флоры, фауны, одежды, обычаев других племен, населяющих мир "Аватара", понадобилось пять лет. Однако это было далеко не единственной проблемой, задерживающей старт производства картины. Для первого фильма Кэмерон использовал уникальную технологию съемок 3D-камерой. До него еще никто не пробовал снимать в 3D в таких масштабах, более того, чаще всего изображение переделывали в новый формат уже в процессе постпродакшена, тогда как камеры Кэмерона позволяли сразу же снимать в трехмерном формате. Также команда режиссера усовершенствовала технологию захвата движения, разработанную студией Питера Джексона Weta FX для "Властелина колец". Однако всего этого было недостаточно для того, чтобы снимать под водой. Поэтому Кэмерону пришлось снова сделать то, что у него получается лучше всего, — придумать новые методы съемки.
Большая часть второго фильма происходит под водой, и Кэмерон после многочисленных споров и экспериментов принял решение снимать тоже под водой для достижения наибольшего правдоподобия. Однако на тот момент не существовало технологии захвата движения в воде. "Этого никогда не делали, и это было проблематично, потому что наша система захвата движения, как и большинство таких систем, имеет так называемую оптическую базу, то есть использует маркеры, которые фотографируются тысячами камер. Проблема с водой состоит не в том, что это происходит под водой, а в интерфейсе между воздухом и водой, которая создает движущееся зеркало. Это движущееся зеркало отражает все точки и маркеры, что создает тысячи псевдомишеней (для камер). Поэтому нам необходимо было понять, как решить эту проблему, и мы ее решили. Нам понадобилось полтора года, чтобы понять, как это делать", — объясняет режиссер.
В феврале 2017 года Кэмерон объявил, что работа над сценарием наконец-то закончена, а в августе начались долгожданные съемки.
Побег из дома
После событий первого "Аватара" на планете Земля прошло почти 15 лет — примерно столько же времени прошло и на Пандоре. Джейк Салли, ставший главой клана Оматикайя, наконец-то выучил язык на’ви и полностью освоился. Вместе с Нейтири он воспитывает пятерых детей. Однако их идиллия прерывается предсказуемым вторжением людей, которые не оставляют надежд колонизировать планету с огромным количеством ценных ресурсов. Джейку приходится покинуть свой дом вместе со всей семьей и укрыться на далеком острове в океане.
Кэмерон не раз подчеркивал, что "Аватар: Путь воды" будет сосредоточен вокруг семейной темы. В первой части герои были молоды, смелы и беспечны. Джейк хотел вести за собой войска, Нейтири готова была прыгнуть в неизвестность в надежде, что там кто-то или что-то ее поймает. Однако, когда у героев появляются дети, они становятся более уязвимыми и осторожными.
"История фильма о семье, о семьях, которые стараются держаться вместе, а также о том, на что мы готовы пойти, чтобы защитить друг друга и место, в котором мы живем. Во многом это основано на семье самого Кэмерона (режиссер женат на актрисе Сьюзи Эмис, у него пятеро детей)", — рассказывает актриса Сигурни Уивер. При этом сам режиссер подчеркивает — несмотря на то что производством фильма занималась студия Disney, продолжение "Аватара" больше похоже на "Клан Сопрано", чем на тихое семейное кино. Более того, картина затронет все остальные темы, которые были озвучены в оригинале: духовный поиск, гармония с природой, сохранение баланса.
Как несложно догадаться из названия, важную роль в фильме будет играть вода. Вообще Кэмерона сложно представить без водной стихии. Он создал "Бездну" об атомной подлодке на глубине океана, съемки которой проходили под водой; для подготовки к работе над "Титаником" режиссер погружался на место крушения реального корабля в российском глубоководном аппарате "Мир", а после премьеры фильма посвятил десять лет глубоководным съемкам и созданию документальных картин об океане. После завершения работы над "Аватаром" Кэмерон в одиночку спустился в Марианскую впадину.
В "Аватаре: Путь воды" режиссер наконец-то погрузился в любимую тему и по-настоящему отвел душу. Если первая часть в подробностях рассказывала о существах, парящих в воздухе Пандоры, то на этот раз зрителям покажут китоподобного тулкуна и илу, созданного наподобие плезиозавра, на которых ездят морские племена на’ви. Абсолютно все создания в фильме были вдохновлены реальными существами из глубин океана. "Я бы мог снять целый трехчасовой фильм только об одном рифе. Мне приходилось постоянно себя сдерживать и напоминать себе, что мы хотим рассказать историю о народе и семье". Так что зрители также познакомятся и с новым племенем, к обычаям и порядкам которого придется приспосабливаться семье Джейка Салли.
Возвращение Уивер и Уинслет
Сэм Уортингтон и Зои Салдана вернулись к ролям Джейка Салли и Нейтири, что было вполне ожидаемо. А вот то, что в сиквел вернутся Сигурни Уивер и Стивен Лэнг, было не так очевидно, потому что их персонажи погибли в первой части. Уивер досталась роль Кири — приемной дочери главных героев, чье происхождение не до конца понятно. А Лэнг, сыгравший в "Аватаре" полковника Майлза Куоритча, как обещает актер, стал "больше, синее и злее". Из этого можно сделать вывод, что Куоритч перевоплотился в аватара на’ви и, скорее всего, снова стал главным антагонистом фильма.
Кэмерон снова воссоединился с еще одной актрисой — Кейт Уинслет. После съемок "Титаника" она зареклась сниматься у него — в девяностые режиссер отличался довольно специфическими методами работы, и съемки "Титаника" измотали абсолютно всех. Видимо, за двадцать лет актриса немного оттаяла и захотела попробовать на себе новые технологии, разработанные командой Кэмерона. Сниматься в воде ей тоже было не впервой. Она сыграла главу водного клана Меткайина Ронал, которая принимает беглую семью Салли. Эди Фалко ("Клан Сопрано", "Сестра Джеки") сыграла генерала Ардмор — главу всей спецоперации людей на Пандоре. Помимо Сигурни Уивер детей Салли сыграли Джейми Флеттерс, Бритен Далтон и Тринити Блисс. При этом Джек Чемпион исполнил роль Паука — первого человеческого ребенка, рожденного на Пандоре. Также в проекте появляется автор "Реальных упырей" Джемейн Клемент. Его персонажа Кэмерон назвал своим любимым.
Для подготовки к подводным съемкам Кэмерон отвез всю команду на Гавайи, где актеры обучались фридайвингу. Самыми восприимчивыми оказались дети — они очень быстро стали вести себя естественно под водой. При этом 73-летняя Уивер смогла удерживать дыхание в течение пяти минут, а Уинслет и вовсе поставила рекорд — ей удалось продержаться под водой целых семь минут.
Огромный успех или ужасающий провал
Как обычно случается с проектами Кэмерона — еще до выхода сиквела "Аватара" недоброжелатели прочили ему провал. "Кому нужно продолжение истории про синих китов из космоса спустя почти 15 лет после выхода первого фильма? Никто уже не помнит, как зовут главных героев и что там вообще случилось". Может, и так, но первый трейлер к сиквелу за сутки после публикации посмотрели 148 млн человек. То есть интерес к проекту явно присутствует, однако достаточно ли его для того, чтобы обеспечить коммерческий успех? Бюджет второй части составляет около $350 млн, а всех сиквелов вместе — более $1 млрд. Поэтому, по словам режиссера, чтобы хоть что-то на этом заработать, "Аватар: Путь воды" должен тоже стать одним из самых кассовых фильмов в истории. Учитывая тот факт, что несколько проектов Кэмерона уже били рекорды по сборам, эта цель амбициозна, но вполне реальна.
Мой личный опыт показывает, что я сделал сиквел "Чужого" через семь лет после выхода первого фильма. Он был хорошо принят. Я сделал сиквел "Терминатора" семь лет спустя после выхода первого фильма. Его сборы значительно превышали показатели первого фильма
В то же время Кэмерон подчеркивает, что от успеха продолжения "Аватара" зависят его дальнейшие планы. Режиссер уже отснял третью часть франшизы, однако, если публика плохо примет сиквел, он не будет выпускать четвертую и пятую части. "Я надеюсь, что у меня все получится, но это зависит от рынка. Три фильма уже в обойме в любом случае", — подчеркивает режиссер.
Оценки экспертов оптимистичны. Судя по прогнозам, в первые выходные сиквел должен заработать в два раза больше, чем оригинал, — от $150 млн до $175 млн, и это показатели только американского рынка. "Мир сейчас радикально отличается от того мира, в котором мы писали эти фильмы. Это двойной удар — пандемия и стриминги. С другой стороны, может, мы напомним людям о том, почему ходить в кино — это неповторимый опыт. Фильму точно это по силам. И главный вопрос — насколько это вообще сейчас всех волнует?" — отмечает Кэмерон.
Если у режиссера все получится, третий фильм выйдет 20 декабря 2024 года, четвертый — 18 декабря 2026 год, а пятый — 22 декабря 2028 года.
Тамара Ходова