Басту по праву можно считать одним из самых больших хип-хоп-артистов на отечественной сцене. Он начал свой путь в далеком 1996-м, но до сих пор его песни резонируют с современностью и объединяют не одно поколение слушателей.
За более чем 20 лет творчества Василий Вакуленко записал больше двух десятков альбомов под разными псевдонимами, смог построить успешную карьеру продюсера, основать лейбл Gazgolder и стать неотъемлемой частью российского шоу-бизнеса в качестве интервьюера, запустив несколько крупных онлайн-проектов. 19 апреля 2023 года в камерном зале Московского международного Дома музыки состоялось масштабное выступление Басты с симфоническим оркестром, приуроченное к 25-летию его первого хита "Моя игра".
Не все пошло по плану
Светлановский зал Московского международного Дома музыки — небольшое помещение с деревянным потолком, уютным, теплым освещением и невысокой сценой, на которой расположились инструменталисты "Русской филармонии". Все артисты облачены в черные классические костюмы, вокалистки — в сдержанные платья того же цвета. Состав оркестра впечатляет: помимо полноценных секций смычковых и духовых, на заднем плане расположились ударник, перкуссионист и личный бэк-МС Басты.
Публика — стереотипно "московская". Стильно одетые мужчины лет 30–40 с не менее солидными спутницами, семейные пары и изредка встречающаяся молодежь. Зал был забит полностью, однако атмосфера в помещении царила довольно свободная. Стоит упомянуть, что концерт был организован по всем канонам камерных выступлений инструментальных ансамблей. Иными словами, место для танцев отсутствовало, зато все зрители были удобно рассажены в несколько рядов перед сценой. Обладателям первого ряда особенно повезло — до артиста им было буквально "рукой подать".
Сам Василий Вакуленко предстал перед публикой в черной рубашке с коротким рукавом и темных очках. В обыденной, раскованной манере рэпер поприветствовал публику, немного рассказал о предстоящем концерте и начал первую песню. Сопровождением к открытию концерта стала романтичная композиция "Смотрю на небо". В оркестровой аранжировке песня зазвучала особенно сентиментально. Скрипки добавили звуку мечтательности и красоты, а живая перкуссия — больше жизни.
Впрочем, не обошлось и без изъянов. Позже во время выступления многие зрители начали вслух жаловаться Василию на звук: инструменты выделялись и отлично прослушивались, однако голос артиста в моменты речитатива был еле различим. Стоит отметить, что музыкант с пониманием отнесся к негодованию зрителей и сразу же попросил звукорежиссера исправить ситуацию.
Правда, на общую картину это не сильно повлияло: громкость увеличилась, однако слова куплетов рэпера в общем аккомпанементе все еще было довольно сложно различить. Но артиста в этом никто не винил. Все-таки камерный зал Дома музыки больше подходит для классических концертов, чем хип-хоп-раутов.
Исполнение желаний, фонарики и "солнышко в Гуччи"
В оркестровую программу вошло большинство крупных хитов Басты. Отдельное внимание стоит обратить на совместную композицию рэпера с певицей Эрикой Лундмоен "+100500", вошедшую в его последний релиз "40". Артистка великолепно исполнила свою партию под величественное звучание оркестра.
Также преобразились и другие песни Басты. Например, ностальгический рэп из трека "Мои разбитые мечты" превратился в динамичный фанк с изящными вкраплениями соула и диско, а "Удивительный мир", благодаря слаженной игре секции виолончелистов, вполне можно представить в качестве саундтрека к одной из частей бондианы.
Если вы не знали, на концертах Василия есть одна довольно славная традиция. В конце песни "Чистый кайф", которую рэпер посвятил своей супруге, он предлагает зрителям загадать желание. Это объединило и без того дружелюбно настроенную публику.
Баста в принципе активно взаимодействовал со зрителями. Помимо того, что рэпер подбадривал пришедших, он умело разряжал обстановку после особенно трогательных песен. Например, одного из опоздавших зрителей он назвал "солнышком в футболке Гуччи", ради которого, как с юмором отметил Василий, все здесь и собрались.
К слову, самым ярким "лучом" в программе концерта стала песня "Сансара". К началу песни в зале погасли абсолютно все источники освещения, и зрители начали включать фонарики на смартфонах. Отдельно стоит отметить красоту момента: из-за количества включенных лампочек в руках у публики Светлановский зал был наполнен светом так, будто его и не отключали. Это был один из самых трогательных эпизодов выступления, который сопровождался медленной игрой оркестра.
Следом за "Сансарой" грянул культовый хит Басты "Моя игра". В сопровождении оркестра песня превратилась чуть ли не в торжественный гимн вечера, который зал поддержал хоровым пением припева. В конце песни рэпер сказал, что в этом году песне исполняется целых 25 лет, на что публика отреагировала бурными аплодисментами и вздохами о том, "как быстро летит время".
Высоцкий, Галич и "Альянс"
Отдельное место в программе Басты заняли каверы известных композиций. В рамках концерта прозвучали альтернативная версия песни Владимира Высоцкого "Райские яблоки" и интересное прочтение стихотворения Александра Галича "Еще раз о черте". Предположительно, этой песней рэпер отдал дань уважения своему старшему коллеге Евгению Антимонию, известному под псевдонимом РАМШ. Это совладелец лейбла Gazgolder, который также записал кавер на вышеупомянутую композицию.
Звучит обновленная версия "Еще раз о черте": благодаря альтернативной аранжировке ее легко можно было бы представить в каком-нибудь мюзикле. Первая ассоциация "Бурлеск", настолько торжественно и пышно раскрылась эта песня.
Также на концерте неожиданно появилась победительница десятого сезона проекта "Голос. Дети" Анна Доровская. 13-летняя артистка проникновенно исполнила песню Анны Герман "Город влюбленных", с которой выступала на заключительном этапе шоу.
Финальной песней вечера стала культовая композиция "На заре", знакомая многим в исполнении группы "Альянс". Прощание артиста, правда, прошло немного скомкано. Кратко поблагодарив пришедших за поддержку, Баста быстро ушел за кулисы, пока толпа зрителей аплодировала еще находящимся на сцене участникам оркестра.
Илья Власов