Григорий Александров произвел революцию в советском кино — он первым познакомил отечественную аудиторию с жанром музыкальной комедии. В судьбе режиссера до сих пор остаются неизвестными некоторые моменты, в том числе из-за того, что личный архив, оставленный им, не удалось сохранить. Как юноше с Урала удалось стать ассистентом Эйзенштейна, поехать в двадцатые годы на стажировку в Голливуд, а после вернуться, стать любимцем Сталина и миллионов зрителей, рассказываем в нашем материале.
Будущий режиссер Григорий Александров родился в 1903 году в Екатеринбурге, его настоящая фамилия — Мормоненко. Когда он сменил ее, точно неизвестно. По одной из версий, в начале творческой карьеры — для благозвучности. По другой — сразу после революции, для выживания в новых условиях. Дело в том, что отец Григория, Василий Мормоненко, был владельцем крупной гостиницы и ресторана "Сибирь". Есть предположение, что первым фамилию поменял именно он, пытаясь избавиться от лишнего внимания к семье и нажитому состоянию.
Григорий Александров с детства интересовался искусством, подростком он учился в музыкальной школе по классу скрипки и работал помощником бутафора в Екатеринбургском оперном театре. Затем поступил на курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губпрофсовете. Там он познакомился с будущим директором "Мосфильма", а тогда еще молодым солдатом, выходцем из крестьян, Иваном Пырьевым. Он был всего на полтора года старше Александрова, но уже успел повоевать на фронте Первой мировой войны, носил Георгиевский крест и был направлен в Екатеринбург агитатором в политотдел.
Как и Григорий, Иван был влюблен в театр, поэтому молодые люди быстро подружились. В 1919 году, как только город был освобожден от белогвардейцев, они вдвоем организовали кружок художественной самодеятельности, где ставили спектакли. Поворотным стало знакомство Александрова и Пырьева с актерами Третьей студии МХАТ — москвичи приехали с гастролями на Урал и так впечатлили своим искусством молодых людей, что те решили: надо непременно ехать на учебу в Москву.
В 1921 году Александров и Пырьев поступили в Первый рабочий театр Пролеткульта — экспериментальную мастерскую, организованную Всеволодом Мейерхольдом. Там Григорий Александров познакомился с Сергеем Эйзенштейном — молодой режиссер преподавал биомеханику, инновационную систему упражнений для актеров. Вместе они участвовали в создании нескольких спектаклей и вскоре так сработались, что Эйзенштейн предложил юноше стать ассистентом. Однако оба они решили, что революция нужна и искусству, поэтому от театрального мира отошли к освоению нового — кинематографического.
Александров помогал Эйзенштейну в его первых опытах с кинопленкой — снялся в ролике "Дневник Глумова" (1923), работал как сценарист и актер над "Стачкой" (1924), сыграл лейтенанта Гиляровского в знаменитом фильме "Броненосец "Потемкин" (1925). Он ассистировал на всех этих проектах, а также выступил сопостановщиком картин "Октябрь" (1927) и "Старое и новое" (1929).
Дорога к голливудским холмам
В середине 1920-х годов в Москву "для налаживания контактов с советскими кинематографистами" приехал знаменитый американский актер немого кино Дуглас Фербенкс. А вместе с ним и президент независимой продюсерской компании United Artists Джозеф Шенк, который, кстати, по материнской линии приходился троюродным дядей Эйзенштейну. "Броненосец "Потемкин" произвел на иностранцев огромное впечатление, поэтому Шенк пригласил Эйзенштейна и его помощника Александрова (и работавшего над картиной оператора Эдуарда Тиссэ) на стажировку в Голливуд.
Переговоры о поездке между United Artists и Наркоматом культуры велись несколько лет, и в 1929 году по личному распоряжению Луначарского все трое отправились за границу. Первым пунктом в "западном турне" стала Германия: "Потемкина" показывали в рабочих клубах Берлина, в университетах и посольствах, с советскими кинематографистами многие мечтали познакомиться.
Мы стали собираться в заграничную командировку. Американских виз не было, но сидеть и ждать мы не могли: с опытом в области звукового кино надо было начинать знакомиться немедленно. И мы отправились в Германию. Нам не терпелось увидеть и услышать появившееся на Западе звуковое кино, познакомиться с техническими и творческими приемами работы со звуком
Во время путешествия Александров начал вести дневник, в котором невероятно подробно описывал все происходящее. Позже это породило спор, не был ли будущий режиссер завербован советскими спецслужбами.
После Германии молодые люди поехали во Францию, где ждали американскую визу. Новый, 1931 год Александров встречал в Париже: его пригласили в дом Леонарда Розенталя, выходца из России, одного из богатейших ювелиров и владельца кинотеатра на Елисейских Полях. Он заинтересовался Григорием и решил заказать ему фильм, где сыграет его жена, красавица-певица Мара Розенталь. Александров и Тиссэ вместе написали сценарий, подобрали места для съемок во Франции и вскоре выпустили "Сентиментальный романс" с Марой в главной роли — первую картину режиссера, авангардную и немного декадентскую, совершенно непохожую на прославившие его работы. За исключением того, что уже в этом фильме было много музыки и вокала.
Эйзенштейн формально возглавлял съемочную группу, но в постановке практически не участвовал, что, скорее всего, Григорию было на руку: в его дневнике все чаще появлялись записи о том, что мастер, отлично владевший иностранными языками, в интервью и разговорах с западными коллегами умалчивал о ролях Александрова и Тиссэ, присваивая все лавры себе.
Тем не менее троица все же добралась до Америки. Там советские кинематографисты познакомились со звездами, Александров подружился с Чарли Чаплином, Гретой Гарбо, Марлен Дитрих и влюбился в эстетику голливудских музыкальных фильмов.
Возвращение домой
После турне Александров и Эйзенштейн вместе не работали: Григорию надоело быть на вторых ролях, он хотел снимать кино самостоятельно. Вернувшись в СССР, Александров оказался в гостях на даче у Максима Горького. В это же время туда приехал и Сталин, который после увлеченных рассказов режиссера заметил, что нужно и на советские экраны выпустить музыкальную комедию.
Осенью 1932 года состоялось совещание, на котором были сценаристы и режиссеры кино. Нам было сказано, что кинозрители в своих письмах требуют звуковых кинокомедий, которых на наших экранах почти нет. Говорилось и о том, что звуковые фильмы комедийного жанра должны вытеснить старые развлекательные комедии, прийти на смену оставленным нам в наследство царским строем бессодержательным фарсам. Музыка и песни этих новых советских картин должны заменить "жестокие романсы" и бульварно-блатные песни, еще бытующие в нашем обществе. Почему-то мастера кино "считают жанры "малых форм" недостойными своего внимания, и этот участок советского кинофронта остается открытым". Это был новый социальный заказ
Вместе со сценаристом Николаем Эрдманом и композитором Исааком Дунаевским Александров написал либретто для первой советской музыкальной комедии "Веселые ребята" (1934). Режиссер опирался на опыт, полученный в Голливуде, и использовал в картине множество ярких номеров, танцев и цирковых трюков, приемов оперетты. Мюзикл о том, как пастух Костя Потехин (Леонид Утесов) и домработница Анюта (Любовь Орлова) покоряли сцену Большого театра, имел большой успех — он полюбился не только зрителям, но и вождю. Фильм показывали на Венецианском кинофестивале и в США, а Александрова признали заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Следующая работа "Цирк" (1936) — о драме в жизни цирковой актрисы Марион Диксон — была принята с не меньшим теплом. Есть мнение, что образ главной героини Александров создавал, вспоминая знакомство с Марлен Дитрих (об этом говорит и схожесть имен). Песня "Широка страна моя родная", звучавшая в картине, сразу стала популярной в народе, а сам проект принес Сталинские премии режиссеру и исполнительнице главной роли Любови Орловой.
Я и раньше замечал за собой это свойство: глаз мой просто не может проглядеть смешное. Что бы кругом ни делалось, я неминуемо в страшной сутолоке и неразберихе "угляжу" смешное и "помещу" его в копилку режиссерской памяти. Как это пригодилось мне впоследствии!
Одной из наиболее значимых работ Александрова считается фильм "Волга-Волга" (1938) о приключениях провинциальных артистов самодеятельности. Любовь Орлова сыграла в нем почтальона по прозвищу Стрелка. Чтобы вжиться в роль, она общалась с сельскими письмоносцами и несколько раз сама ходила с почтовой сумкой. Не все знают, что в годы Великой Отечественной войны Орлова вновь вернулась к образу Стрелки — для подъема духа она разносила письма по домам советских граждан. Картина "Волга-Волга" была одной из любимых у Сталина: он пересматривал ее много раз, помнил наизусть реплики и даже подарил в 1942 году копию фильма Рузвельту.
Затем Александров выпустил комедию "Весна" (1947), получившую приз за оригинальный сюжет в Венеции, фильмы "Встреча на Эльбе" (1949) и "Композитор Глинка" (1952). Со смертью Сталина режиссер потерял своего главного зрителя и покровителя. Опасаясь нападок и зависти коллег, он решил отойти от привычных дел, сосредоточившись на других сферах: руководил курсом во ВГИКе, занялся административной работой.
В 1960-е он выпустил несколько фильмов, где обращался к политической и партийной повестке, но они не снискали успеха.
Главный дуэт советского кино
Пару Григория Александрова и Любови Орловой можно сравнить, пожалуй, с Федерико Феллини и Джульеттой Мазиной: две звезды, ставшие лицом отечественного кино и сделавшие яркую карьеру вместе.
Еще в двадцатые годы, до стажировки в Голливуде, Григорий Александров женился на Ольге Ивановой, певице из популярного в то время коллектива "Синяя блуза". У них родился сын Дуглас, названный в честь актера Дугласа Фербенкса, повлиявшего на судьбу Александрова. Но их отношения дали трещину как раз во время турне — пока Григорий был за границей, у Ольги появился другой человек, да и режиссер не скрывал, что влюблялся, будучи на Западе.
С Любовью Орловой Александров познакомился во время подготовки к съемкам "Веселых ребят". На тот момент актрисе было уже 36 лет, но режиссер оказался так очарован ей, что не сомневался в ее таланте воплотить образ начинающей певицы. Он не ошибся: Любовь Орлова благодаря своей игре, хореографической и вокальной подготовке с успехом сыграла роль Анюты, стала заслуженной артисткой и главной звездой советского кино. Ей восхищались зрители и подражали другие актрисы. А сами "Веселые ребята" положили начало их отношениям — творческим и личным, — растянувшимся на десятки лет.
Орлова и Александров заключили негласный договор, по которому артистка снималась во всех фильмах мужа, а он приглашал на главные роли только ее. До конца жизни они вежливо обращались друг к другу на "вы", принимали гостей на даче во Внукове, подаренной Сталиным, и оставались идеальной парой в глазах общественности. Последним фильмом Григория Александрова стала документальная работа "Любовь Орлова" (1983), посвященная жене.
Дарья Шаталова