Кехман: интерпретация классики возможна, если она сделана талантливо
Новый директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета театра рассказал о своем видении скандала, развернувшегося вокруг постановки "Тангейзера"
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета за последний месяц приобрел мировую известность. Новосибирск и его "Оперный" стали более известны благодаря скандалу вокруг постановки оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер", которая вызвала недовольство митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, а вслед за ним и прокуратуры. Новый директор театра Владимир Кехман, назначенный на эту должность 29 марта вместо уволенного Бориса Мездрича, в пресс-центре ТАСС ответил на вопросы представителей СМИ, рассказав о своем видении скандала, развернувшегося вокруг постановки, впечатлениях о Новосибирске и планах по развитию театра.
- Владимир Абрамович, Вы были единственным директором театра, кто высказался против "Тангейзера". Не ваша ли была инициатива – выйти с предложением возглавить новосибирский оперный? И как вообще происходит назначение директора театра?
- Это происходит так: Министр культуры Владимир Мединский пишет приказ и подписывает его. Что касается инициативы, расскажу все с самого начала. 18 марта мы были в Храме Христа Спасителя на отпевании выдающегося писателя Валентина Распутина. Когда отпевание закончилось, мы стояли на ступенях храма, и Мединский спросил меня: "Ты вообще знаешь, что происходит в Новосибирске?". Я знал, что разгорелся скандал, но не понимал, о чем конкретно идет речь.
Когда я получил первый e-mail с этой мерзостью, я имею ввиду постер спектакля, я был в шоке. Я позвонил Мездричу и говорю ему: "Борис Михайлович, привет! А что это такое? Что за история с Тангейзером?" А он мне тихим голосом говорит: "Я этот спектакль никому не отдам. Я пойду до конца". Я говорю: "Ну ладно, пока". Вот и вся история. И после этого я написал о "Тангейзере" то, что написал, потому что Бог поругаем не бывает. Это было при свидетелях, епископ Сергий стоял рядом.
- Ранее вы заявляли, что не можете встретиться с режиссером "Тангейзера" Тимофеем Кулябиным, и это стало одной из причин изъятия этой постановки из репертуара. Удалось ли все-таки с ним встретиться?
- Не удалось, и встречаться с ним я теперь не буду.
- Каково ваше мнение о митинге "За свободу творчества", прошедшем в Новосибирске? Почему, на ваш взгляд, митингующие требовали вашей отставки?
- А они требовали? Я об этом не слышал. Что касается митинга, я к подобным мероприятиям, как и коллективным письмам, которые подписывают деятели искусств, отношусь очень негативно. Я считаю, что выражение своего мнения таким способом является порочным. Особенно в такой стране как Россия. Я понимаю, когда выходят на митинг, потому что сосулька убила ребенка. Но когда из-за "Тангейзера" какие-то люди говорят о каком-то запрете, о какой-то цензуре, что это за бред? Какая цензура? Как вообще возможна цензура в эпоху интернета? Это невозможно, это смешно.
Нужно, чтобы Новосибирский театр стал в один ряд с Большим и Мариинским
Мы говорим не о том. Все, что здесь произошло – это провокация, а умные люди на провокацию не реагируют. Мы идем вперед. Нам нужно, чтобы Новосибирский театр стал в один ряд с Большим и Мариинским театрами. В то же положение, просто в центре Сибири. Чтобы все вокруг приезжали к нам. А этот митинг - вышли, покричали и ушли. Вышли одни, потом другие.
- А в свете своих планов по переименованию театра в "Большой театр Сибири" вы с Новосибирском советоваться планируете? Все-таки, это символ города и гордость его жителей.
- Я не знаю, что такое советоваться с Новосибирском. У меня есть руководитель – Мединский Владимир Ростиславович – министр культуры Российской Федерации. Соответственно, все свои действия я согласовываю только с этим человеком.
Что касается названия, то это историческое название театра. Когда его построили, его хотели назвать "Большим театром Сибири". Завтра я лечу в Москву, мы с Михайловским театром выступаем на "Золотой маске". У меня назначена встреча с директором Большого театра Владимиром Уриным, с которым мы посоветуемся по вопросу переименования. Дело в том, что бренд принадлежит Большому театру, и если Владимир Урин скажет мне, что он не хотел бы этого переименования, я этого делать не буду.
- Местные СМИ сегодня сообщили, что накануне вы в ресторане, беседуя с главой управлении культуры мэрии Новосибирска Анной Терешковой, заявили, что мнение горожан для вас ничего не значит, как и позиция местной власти. Вы якобы заявили, что у вас есть "крыша" в Москве. Как вы можете это прокомментировать?
- Все, что касается Терешковой, это абсолютная ложь. Я действительно вчера находился в окружении не только супругов Терешковых, но и Михаила Мессерера (худрук балетной труппы Михайловского театра), и он свидетель этому. Терешкова - человек либеральный, и я не понимаю, как она может работать с мэром-коммунистом. Я считаю, ей нужно как можно быстрее подать в отставку. Потому что не "бьется" ситуация, при которой человек с либеральными взглядами работает с коммунистами. Это единственное, что я хочу по этому поводу сказать.
- После истории с "Тангейзером" узнаваемость Новосибирского театра оперы и балета существенно выросла. А с чем бы вам хотелось, чтобы этот театр ассоциировался в стране и мире?
- С уникальным репертуаром, конечно. Любой театр ассоциируется только с уникальным репертуаром. Меня ругали в Санкт-Петербурге за что? Как я позволил "московскому" "Лебединому озеру" оказаться в стенах Михайловского театра? Вот и вся претензия. А что, мне надо было делать сергеевское "Лебединое озеро", которое и так есть в Мариинском театре? Или Спартак Якобсона? Только уникальный репертуар отличает один театр от другого. Репертуар и люди.
- Как вы будете позиционировать новосибирский оперный театр?
- Этот театр знает весь мир, его уже позиционировать не надо. Теперь надо сделать продукцию, которую мы отвезем и в Лондон, и в Нью-Йорк. Эти два города позволяют сделать международную репутацию. Если эти два города принимают, дальше все будет хорошо. И если нас пригласят, мы поедем. Думаю, что мы должны наладить с Китаем отношения, с Казахстаном, тут все это рядом. Я всегда открыт для взаимодействия с любыми коллективами.
Что касается интерпретации классических произведений: это возможно, если это сделано талантливо и не вторично.
- Что вы уже сделали на новом посту?
Вчера я встретился со всеми творческими коллективами – с оркестром, с балетом, певцами и хором. Как мне показалось, самый дружный и боеспособный коллектив у нас – хор. Оркестр очень хороший у нас, хотя к следующему сезону его нужно доукомплектовать.
Что касается балета, все в порядке, кроме того, что тоже состав недоукомплектован. Большой и Мариинский театры и в Сибири имеют такое же влияние, как в Санкт-Петербурге и Москве, поэтому все лучшие танцовщики стремятся уехать туда работать. За последний год 6 или 7 танцовщиков из Новосибирска ушли туда, поэтому, конечно, нужно сейчас срочным образом укомплектоваться.
- А с чем связана срочность?
- Дело в том, что уже 26-27 мая мы едем в Санкт-Петербург на гастроли с "Лебединым озером". Но самая важная вещь сейчас – 12 мая, юбилей театра (70-летие). Я очень надеюсь, что мы сделаем красивый, большой праздник в первую очередь для новосибирцев, ну и, конечно, для всех жителей Сибири.
- Что можете сказать о коллективе театра? Ожидаются ли кадровые изменения?
- Я только ознакомился с коллективом. Но те руководители оперной труппы, оркестра, хора, миманса, дирижеры, а также вся администрация, люди, с которыми я общался, меня полностью устраивают. Вопрос только с художественным руководителем балета Игорем Зеленским. Я отношусь к нему с огромным уважением. Он выдающийся танцовщик и как художественный руководитель балета сделал много всего для новосибирского театра. Сейчас он будет трудиться в Мюнхене. Но здесь, в Новосибирске, ситуация неординарная, и мне нужен партнер, который будет работать и жить здесь. У нас еще есть время, все кадровые решения мы будем принимать через сезон.
- Ведутся ли поиски главного дирижера? Кому сделали предложения?
- Этих людей мы знаем по именам, их человек десять всего. Со всеми, кто достоин Новосибирска, мы уже поговорили. Жду ответа. Очень надеюсь, что к ноябрю у нас будет музыкальный руководитель и дирижер. Меня об этом коллектив попросил.
- Вы упоминали о проблемах, которые есть в театре. Поясните подробнее, каково состояние материально-технической басы театра?
- То, что мне рассказали оперные певцы – это катастрофа. Что касается балета, там ситуация лучше, но и там проблемы с пуантами. А оркестру четыре года не покупают струны.
Оркестру театра четыре года не покупают струны
Все мне пожаловались, что на третьем этаже театра находится курилка, где курит коллектив, а хор и певцы страдают. Умоляют меня, чтобы я убрал оттуда курилку. Уберу!
Есть вопрос и с зарплатами. У меня коллектив, 783 человека, со средней заработной платой чуть больше 20 тыс. рублей. Я хочу, чтоб она была не менее 50 тыс. рублей, потому что президентские майские указы никто не отменял, мы обязаны их исполнять.
- Сколько денег, по вашим оценкам, может потребоваться на то, чтобы изменить ситуацию к лучшему? И кто их должен выделить?
- Не знаю, сколько. Я попросил специалистов из Санкт-Петербурга и Москвы это оценить. Я договорился, что деньги, на которые я буду развивать театр, будут частными. Потому что вот сейчас, в середине года министерству культуры невозможно выделить финансирование. Но
Минкульт мне выделил авансом бюджет, хочу поблагодарить за это министра, за то, что мы самые насущные проблемы сможем быстро решить. Потому что иначе в апреле месяце было бы уже нечем платить зарплату коллективу.
- Каковы ваши планы по развитию театра и новым постановкам?
- Когда я общался с руководителями подразделений театра, они мне сказали, что люди готовы двигаться вперед. Планы у нас грандиозные, открытие сезона мы хотим сделать оперой "Борис Годунов".
Кроме того, меня не покидает ощущение, которое сформировалось, когда Александр Карелин рассказывал мне про эвакуацию во время войны, когда сюда, в Новосибирск, много ленинградцев приехало. Поэтому первый проект, который мы будем делать в балете – это "Медный всадник". Я считаю, мы сделаем выдающийся балет. Мариинский театр отказался от него, поэтому для нас это очень большая история будет. Сегодня я разговаривал с Георгием Цыпиным – выдающимся художником, которого я приглашаю поработать над этим спектаклем. Я ему рассказал про эту идею, и он очень вдохновился. Я хочу единения Сибири с Петербургом. Мне кажется, это будет очень красиво. Подробностей сейчас рассказывать не буду, пока это секрет.
Самое важное, что мне сегодня нужно, - это чтобы через год Новосибирский театр оперы и балета стал центром, куда новосибирцы приходят отдохнуть, провести свой досуг. Это очень важная социальная вещь в жизни каждого человека.