5 марта, 12:02

Русский музей приступил к ключевому этапу реставрации "Последнего дня Помпеи"

Комплексная научная реставрация позволит не проводить вмешательств в картину еще более 100 лет

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 марта. /ТАСС/. Реставраторы Государственного Русского музея приступили к ключевому этапу реставрации картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Как сообщила журналистам генеральный директор музея Алла Манилова, на реставрационном совете утвержден реставрационный паспорт, по которому будет вестись работа с полотном.

"Завершена первая, очень важная часть работы. Проведен полный комплекс технико-технологических и химико-биологических исследований, изучен очень подробно лакокрасочный слой и многие другие вещи, чтобы подойти к главному этапу - к самой комплексной научной реставрации, которая почти за 200 лет коснется этого великого шедевра впервые. На основании результатов, полученных на первом этапе, составлен реставрационный паспорт, то есть перечень реставрационных документов. Он является главным документом, по которому пойдет многоэтапная непосредственная реставрация", - сказала Манилова.

По ее словам, комплексная научная реставрация позволит не проводить вмешательств в картину еще более 100 лет.

В заседании совета, помимо представителей Русского музея, приняли участие реставраторы Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного НИИ реставрации в Москве. По словам Маниловой, такой уровень специалистов позволяет принимать ответственные решения, касающиеся реставрации шедевра Брюллова, без привлечения иностранных экспертов. "На реставрационном совете присутствуют лучшие реставраторы страны. Их уровень совершенно не нуждается в том, чтобы у них были какие-то наблюдатели, оценщики из-за рубежа", - сказала она, отвечая на вопрос ТАСС.

Как рассказал журналистам заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин, наиболее трудоемкий и скрупулезный процесс - это утоньшение лака и удаление поздних записей.

"Мы планируем закончить этот процесс к концу июня - началу июля. В дальнейшем мы будем покрывать картину тонким слоем защитного свежего лака. И в дальнейшем следующий большой этап реставрации - это тонирование утрат красочного слоя, потому что при удалении записи возникнет утрата красочного слоя, сделанного раньше", - пояснил он. Перед выставкой Брюллова, которая запланирована на октябрь, потребуется время для просушки тонировок и защитного лака после окончания реставрации картины.

Мировой шедевр

Брюллов написал "Последний день Помпеи" в 1833 году после посещения в Италии археологических раскопок древних городов Помпеи и Геркуланума, погребенных при извержении Везувия 24 августа 79 года. При создании картины он изучал исторические источники, в том числе письма очевидца, историка Плиния Младшего. Полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и символизирует смену исторических эпох - зарождение на обломках языческого мира христианской цивилизации.

Картина размещалась в Санкт-Петербурге в Эрмитаже и Академии художеств, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III.

Полотно Брюллова много путешествовало по городам и странам. По словам Маниловой, оно "исколесило всю Европу", что сказалось на его состоянии.

Русский музей готовит к 225-летию со дня рождения Брюллова выставку, на которой наиболее полно представит его творчество.