11 марта, 14:43

В Калининграде на фестивале "Баховские дни" зазвучат орган, гобой, виола, флейта

Мероприятие пройдет с 21 по 31 марта

КАЛИНИНГРАД, 11 марта. /ТАСС/. Музыкальный фестиваль "Баховские дни", посвященный наследию великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, пройдет в Калининграде с 21 по 31 марта, сообщила ТАСС Яна Лутченко - пресс-секретарь Кафедрального собора на острове Канта, который выступает организатором этого десятидневного культурного проекта. Его участники в этом году - именитые российские исполнители произведений этого музыканта-универсала и органиста-виртуоза эпохи барокко.

"В историческом Кафедральном соборе на острове, носящем имя великого немецкого философа Иммануила Канта, его соотечественник великий музыкант Иоганн Себастьян Бах звучит каждый день в органных мини-концертах титулярных органистов собора, а весной здесь проходят традиционные "Баховские дни", посвященный его наследию. Фестиваль стартует в день рождения Баха - 21 марта - и заканчивается тоже в его день рождения - 31-го. И в этом нет ошибки: дело в том, что в разных церковных книгах указаны обе эти даты: по старому и по новому стилю", - рассказала она.

В программе фестиваля 2024 года - четыре больших концерта. Лучшие российские исполнители представят сочинения Баха, написанные им не только для органа, но и других музыкальных инструментов, в числе которых виолончель, гобой, виола д`амур, флейта, отметила она.

Один из этих духовых и струнных инструментов будут звучать уже на концерте открытия "Баховских дней". Лауреаты международных конкурсов гобоист Филипп Нодель, Владимир Красов (бас) и титулярный органист Кафедрального собора, лауреат всероссийского и международных конкурсов Евгений Авраменко исполнят "Ich habe genug" ("С меня довольно!") - одну из самых знаменитых кантат Баха. Она станет кульминацией программы открытия фестиваля. Нодель будет играть на гобое, гобое д`амур и английском рожке. Виола д`амур - старинный инструмент, предшественник альта, составит "партию" органу на концерте лауреатов международных конкурсов Сергея Полтавского и Маргариты Еськиной, где наряду с Бахом прозвучат произведения Антонио Вивальди.

Лауреат международных конкурсов Ирина Стачинская, которую называют золотой флейтой России, хорошо знакома калининградцам. Кандидат искусствоведения, лауреат международных конкурсов является художественным руководителем всероссийского фестиваля духовой музыки "Музыка ветра". На "Баховских днях" она в ансамбле с дипломантом международного конкурса флейтисткой Ксенией Авраменко и Евгением Авраменко исполнит трио сонату для двух флейт и органа и переложение скрипичного концерта для того же состава.

"По традиции уже фестиваль завершит народный артист России, мультиинструменталист Александр Князев, который является автором идеи фестиваля. Уже будучи всемирно известным виолончелистом, музыкант обратился к органу, чтобы была возможность исполнять больше музыки любимого композитора, представлять публике разные грани творчества классика", - сказала Лутченко. Выдающийся музыкант в 2022 году на фестивале исполнил один из самых сложных циклов Баха, который также называют "музыкальной Библией", "Органную книжечку", в прошлом году представил клавирные произведения композитора в собственном переложении для органа. На этот раз прозвучат шесть клавирных инвенций для органа Баха.

О Кафедральном соборе

Кафедральный собор в Калининграде (Кенигсбергский кафедральный собор) был построен в 1380 году. Во время Второй мировой войны, при бомбардировках города в августе 1944 года английской авиацией, собор очень сильно пострадал. В 1992 году началась реставрация исторического здания, и спустя шесть лет привели в порядок его внешний облик, а затем и внутренний. Также в концертном зале был установлен первый духовой орган, к которому позже прибавился второй, кратно превосходящий его по размерам. Общее количество регистров двух органов - 122. Это самый большой орган последнего поколения по количеству регистров в России. Общий монтаж лепнины и деталей из дерева большого органа был воссоздан в стиле барокко по сохранившимся черно-белым фотографиям кенигсбергского органа XVIII века. Над органом возвышается птица феникс - символ вечного возрождения. В начале 2020 года в концертном зале установили акустическую систему, не имеющую аналогов в России и Европе, позволяющую звук любого инструмента, либо голоса направить непосредственно на слушателя, не "теряться" в любой точке пространства собора.