27 апреля, 16:23

Дирекция Лувра намерена облегчить посетителям музея доступ к "Джоконде"

По данным газеты Le Figaro, "Мона Лиза" может получить отдельную квартиру на цокольном этаже дворца

ПАРИЖ, 27 апреля. /ТАСС/. Дирекция парижского Лувра рассматривает оптимальные варианты нового расположения во дворце шедевра Леонардо да Винчи "Мона Лиза" ("Джоконда"). Об этом сообщила в эфире радиостанции France Inter президент и генеральный директор музея Лоранс де Кар.

"Мы думаем над тем, как улучшить условия размещения шедевра да Винчи и приема гостей Лувра, многие из которых приходят именно для встречи с "Моной Лизой", - сказала де Кар.

Это заявление стало ответом на итоги опроса туристов, которые назвали свидание с "Моной Лизой" одним из самых больших разочарований из-за неудачных условий экспонирования одной из самых знаменитых в мире картин.

По данным газеты Le Figaro, ежедневно посмотреть на "Джоконду" приходит около 25 тыс. человек. Как стало известно изданию, "Мона Лиза" может получить отдельную квартиру на цокольном этаже Лувра.

Королева шедевров

Леонардо да Винчи написал картину во Флоренции, но в 1516 году увез ее с собой во Францию. После смерти художника в 1519 году портрет приобрел французский король Франциск I. Полотно хранилось в замке Фонтенбло до времен Людовика XIV. Тот перевез картину в Версальский дворец, а после Французской революции конца XVIII века ее переместили в Лувр.

В 1911 году картину украл итальянский музейный работник Винченцо Перуджа. Он спрятал ее в своей квартире. "Мона Лиза" была найдена два года спустя, когда Перуджа попытался продать работу знаменитой художественной галерее Уффици во Флоренции.

После Второй мировой войны "Мона Лиза" практически все время хранилась в стенах Лувра. Лишь в 1963 году она вывозилась в США, а в 1974 году - в Японию и СССР (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

"Джоконда" на протяжении последних десятилетий неоднократно подвергалась нападениям вандалов. В 1956 году было совершено два нападения: в первом случае мужчина облил ее кислотой, повредив нижнюю часть полотна, а во втором - художник из Боливии бросил в нее камень, нанеся легкий ущерб. В 1974 году в Токийском национальном музее ее обрызгали краской из баллончика, однако работу удалось восстановить.

В 2009 году турист бросил в картину чашку чая, разбив тогда еще обычное стекло, после чего был установлен бронированный экран. В мае 2022 года 24-летний посетитель музея бросил в картину кусок кремового торта и размазал его по бронестеклу. Свой поступок он объяснил желанием привлечь внимание к "состоянию планеты". В январе 2024 года экологи-анархисты облили супом бронестекло, защищающее картину.

Спаситель музея Александр I

Музей во дворце Лувр открылся в 1793 году после Великой французской революции. В настоящее время он является одним из наиболее крупных художественных собраний в мире.

Историки напоминают, что в сохранение знаменитых коллекций внес вклад российский император Александр I. В 1814 году после вступления коалиционных войск во французскую столицу он воспротивился попыткам экспроприации шедевров Лувра и добился от союзников записи в Парижском мирном договоре о том, что все произведения искусства должны оставаться в парижских музеях.