САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 мая. /ТАСС/. Выставка, посвященная личности знаменитого ленинградского архитектора Евгения Левинсона, чьи работы украшают города на территории всего бывшего Советского Союза, открылась в Музее петербургского авангарда к 130-летию со дня рождения архитектора, сообщила ТАСС специалист по выставочной работе Государственного музея истории Санкт-Петербурга Майя Гончарова.
"Может быть, широкой публике имя Левинсона мало известно, но мы все очень хорошо знаем его произведения: архитектурный ансамбль Пискаревского мемориального кладбища, дом Союза совторгслужащих, вестибюли станций метро Петроградская и особенно Автово. <...> Евгений Адольфович был учеником гениального архитектора неоклассика Ивана Александровича Фомина. В этом году мы празднуем 130-летие со дня рождения Левинсона, <...> выставка приурочена к этой важной дате", - рассказала Гончарова.
Экспозицию составили предметы, хранящиеся в фондах музея истории Санкт-Петербурга. Среди них шаржи друзей Левинсона, известных советских архитекторов: Александра Никольского, Льва Руднева и Александра Васильева. Особенно примечателен автопортрет Евгения Левинсона, сделанный в 1949 году, за два года до получения Сталинской премии. Основу же выставки составили тетради архитектора, в которых отражены рабочие процессы проектирования известных петербургских зданий и формирования новых идей. В них много записей личного характера, которые приоткрывают личность архитектора. Например, на одной из страниц рядом с чертежом куратор выставки обнаружила слова одной из песен Вертинского.
Выставка "Евгений Левинсон. К 130-летию со дня рождения архитектора" будет открыта до 13 августа 2024 года.
Творческий путь архитектора
Свой творческий путь Левинсон начал как художник-декоратор: в 1916 году он был мобилизован и зачислен в запасной батальон 180-го пехотного полка, где работал в полковом театре, а с 1918 по 1923 год трудился в нескольких театрах родного города - в Одессе. Потом он вернулся в Ленинград, и в 1927 году окончил архитектурный факультет Академии художеств с отличием. Впоследствии Левинсон работал в различных областях архитектуры: планировке городов и жилых районов, проектировании и строительстве жилых домов, общественных и административных зданий.
В годы после Великой Отечественной войны он внес большой вклад в восстановление и реконструкцию разрушенных городов. Наиболее значительными реализованными проектами стали реконструкция Суворовского проспекта в Ленинграде и Крещатика в Киеве, проект восстановления Петрозаводска, застройка центральной части Минска. В этот же период в Пушкине и Павловске были отстроены заново уничтоженные в годы войны вокзалы.
В последние годы своей жизни Левинсон возглавлял различные коллективы ленинградских архитекторов, вместе с которыми выполнил проект планировки Южно-Приморского парка им. Ленина в Ленинграде, проект гостиницы "Советская" на Лермонтовском проспекте и Дом мод на Кировском проспекте.
Помимо непосредственной практической деятельности Левинсон вел педагогическую работу: он преподавал в ЛИСИ и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.
В 1946 году ему была присуждена ученая степень доктора архитектуры, а в 1947 году Левинсон был утвержден в звании профессора.
О музее
Музей петербургского авангарда расположен в доме, построенном в 1840-1850-е годы на территории сада, который перешел во владение Общества пособия нуждающимся литераторам и ученым ("Литературного фонда") во второй половине ХIХ века. В начале XX века в нем жили один из зачинателей русского авангарда М. В. Матюшин и поэтесса Е. Г. Гуро. Их дом стал одним из культурных центров Петербурга - Петрограда. У Матюшина часто бывали К. С. Малевич, П. Н. Филонов, А. Е. Крученых, В. В. Хлебников, В. В. Каменский, братья Бурлюки, а также В. В. Маяковский.