Более 200 произведений искусства занимают три этажа Новой Третьяковки: с полотен смотрят царевны и богатыри, сверху наблюдают архангелы и серафимы, а спустишься вниз — там темные, дымчатые фигуры, лица "сурового стиля". Проект "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" рассказывает о трех художниках одного рода — Викторе, Аполлинарии и Андрее Васнецовых. Экспозиция получилась настолько масштабной, что ее запросто можно было бы поделить на три персональные выставки. Однако куратор Ольга Атрощенко поставила перед собой и другими сотрудниками Третьяковки непростую задачу — найти общее в творчестве трех мастеров. Что из этого получилось, рассказывает редактор раздела культуры ТАСС Дарья Шаталова.
Картины Виктора Васнецова знают даже те, кто живописью не очень-то интересуется. "Аленушка", "Богатыри", "Иван Царевич на Сером волке" и другие шедевры мастера сопровождают нас с детства в книгах и учебниках, тиражируются в репродукциях, обыгрываются в поп-культуре, становятся магнитом на любой выставке. Фигура пейзажиста Аполлинария Васнецова на фоне знаменитого брата часто остается в тени, и выставка восстанавливает эту несправедливость.
Виктор и Аполлинарий Васнецовы родились в небольшом селе под Вяткой, в многодетной семье священника. Следуя примеру отца, они получали духовное образование. За год до окончания семинарии Виктор Васнецов заручился благословением родителей и уехал в Петербург — учиться живописи. Он перенимал опыт у признанных мастеров, в том числе у Ивана Крамского, стажировался в Париже, а после стал наставником для своего брата Аполлинария, который систематического художественного образования так никогда и не получил.
Перешагнув порог, зритель может познакомиться с Виктором и Аполлинарием Ванецовыми, их женами и детьми: на портретах все с большими, распахнутыми глазами, рыжеватыми волосами и очень похожи между собой. Один из блоков выставки посвящен Абрамцево — усадьбе Саввы Мамонтова, которая долгие годы была культурным центром и вторым домом для многих художников, писателей, музыкантов. По словам куратора Ольги Атрощенко, именно здесь Виктор Васнецов раскрыл в себе дар архитектора, сценографа, дизайнера и создал лучшие картины, включая "Богатырей" и "Аленушку".
Среди скромных абрамцевских пейзажей в глаза бросается одна работа — на ней девушка в белом платье, с подозрительно знакомыми чертами. Это повзрослевшая Вера Мамонтова, та самая девочка с персиками с портрета Серова. Вместо фрукта — в руках кленовая ветка. Веру в саду изобразил Виктор Васнецов. Он никогда не писал портреты на заказ, рисовал только близких людей — можно предположить, насколько семейной и дружественной была атмосфера в Абрамцеве. Картину Вере он обещал подарить только в том случае, если она выйдет замуж за русского человека (девушка проводила много времени в Европе, поэтому был риск, что она выберет иностранца), и она это условие выполнила.
В такой домашней, творческой обстановке, в окружении выдающихся художников — к Мамонтову приезжали погостить и поработать Репин, Поленов, Серов, Врубель, Коровин — возрастал как живописец и Аполлинарий Васнецов. Его картины представлены в центре экспозиции.
Аполлинарий Васнецов был пейзажистом. Он много путешествовал по России (и даже начал свою карьеру с передвижных выставок), побывал на Урале, в Крыму, посещал Украину, объехал Францию, Германию, Италию. Свои впечатления от увиденного он перекладывал в картины: искусствоведы обращают внимание на поэтический символизм, которым пропитаны работы. В пейзажах "Утро" (1892), "Надвигающаяся на Феодосию лунная тень" (1914) и других Аполлинарий Васнецов не просто запечатлевал природу, а размышлял над ее метафизикой — божественной и вечной красотой, силой.
Одна из вех в творчестве Аполлинария Васнецова — обращение к прошлому. Пейзажист создал множество работ с Москвой допетровских времен: он изучал исторические материалы, старинные планы столицы, гравюры и воссоздавал на своих картинах город, который никогда не видел. Скоморохи с медведями, цветастые купола, узкие средневековые улицы, башни, деревянные избы, исчезнувшие постройки Китай-города и базары на площадях — на выставке представлено множество работ с таким колоритом. Интерес к старине и реконструкции привел Аполлинария Васнецова к тому, что в 1919 году он стал председателем общества "Старая Москва" и четыре года занимал эту должность, регулярно выступал на заседаниях с докладами, наблюдал за земляными работами в центре города и сопоставлял с древними планами Москвы.
Сказки не для всех
Работы Аполлинария Васнецова находятся как бы в центре Белого города — посреди зала кругом выстроена стена, напоминающая старинные палаты. С внешней стороны ее охраняют сказочные и былинные персонажи — герои картин Виктора Васнецова. Создателям выставки удалось собрать в одном месте большинство признанных шедевров. Здесь и "Ковер-самолет" (1880), и "Аленушка" (1881), и "Богатыри" (1898), и "Иван Царевич на Сером волке" (1889), и привезенный из Русского музея "Витязь на распутье" (1882).
Фольклор Виктор любил с детства, он был для него мощнейшим источником вдохновения — сказочные мотивы проходят почти через все творчество художника. Но, как это часто бывает в историях великих людей, поначалу искусство Васнецова современники не воспринимали. Одни называли его картины лубочными и бессмысленными, другие считали художника слабым колористом и рисовальщиком. Антон Чехов в "Осколках московской жизни" (1884) писал: "Я пугаю своих детей художником Васнецовым. Этого художника я отродясь не видел, но иначе не представляю себе его, как в виде привидения с зелеными, мутными глазами, с замогильным голосом и в белой хламиде <...>. Картины его вроде "Аленушки" и "Трех царевен" подтверждают эту мысль о его страховидности. Они мутны, зелены, больничны и панихидны".
Пробивая эту стену непризнания, он приходит к созданию "Богатырей", которые всем художественным сообществом были приняты как вершина его творчества
Смотрят с полотна и "Три царевны подземного царства" (1884) — героини картины, которую мастер писал на заказ для кабинета правления Донецкой железной дороги. Помимо нее, в учреждении должен был появиться и "Ковер-самолет". Создавая их, Васнецов, обратился к аллегориям: три царевны олицетворяют богатства недр донецкой земли, ковер-самолет символизирует скорость и стремительность движения современных поездов. По словам Васиной, художник в целом никогда не подходил к сюжетам сказок прямолинейно: всегда наполнял образы символическим и эмоциональным содержанием. Но заказчики из Донецка символов не оценили и от картин отказались — работы показались неуместными для служебного помещения. Художник Михаил Нестеров вспоминал: "Злополучных "Царевен" выставили в нашем училище, и мы поносили их беспощадно".
Эмоциями наполнен и другой шедевр Васнецова — "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали" (1896). "В русской традиции это просто райские птицы", — говорит Екатерина Васина. В то время как Васнецов вышел в область символистских поисков — это выражается и в изображении самих птиц (слезы и смех), и в манере написания (художник попробовал себя в стиле модерн).
Велика по своему значению для русской живописи проникновенность Васнецова в серую красоту русской природы, важно для нас создание Аленушки, и дорого мне было однажды слышать от самого Виктора Михайловича, что для него Аленушка — одна из самых задушевных вещей. Именно такими задушевными вещами проторил Васнецов русский путь, которым теперь идут многие художники
Большая заслуга куратора — представленные на выставке картины из цикла "Поэма семи сказок". Полотна "Царевна Несмеяна" (1916), "Баба-яга" (1917) и "Царевна-лягушка" (1918), за исключением последней, никогда не покидали стены дома-мастерской Виктора Васнецова. "Их можно было увидеть только там. Но висят они там очень высоко, на высоте примерно 3–4 м, и разглядеть их достаточно сложно. Здесь у нас есть уникальная возможность посмотреть на них вблизи", — рассказывает Екатерина Васина.
Эти работы художник создавал в первой четверти XX века, и о них знали только его близкие — Васнецов не экспонировал их на выставках, на большинстве из них даже нет подписи и даты создания. О "Бабе-яге" мастер вообще не упоминал ни в письмах, ни в дневниках: о ней бы никто не узнал, если бы ее не обнаружили в доме-мастерской. Возможно, Васнецов не афишировал свое творчество в XX веке, потому что опасался, что его не так поймут. По сюжету картины злая волшебница в ярко-красном сарафане хватает в охапку ребенка в белой рубашке и уносит, чтобы съесть его. "Вполне вероятно, что Васнецов боялся сравнения с современными событиями. Ведь пламенеющий красный цвет сарафана напоминает пламень революции. А в 1918 году и столкновение красной и белой армий здесь тоже можно было прочитать. Васнецов так не планировал делать, но его картины начинают обретать дополнительные смыслы уже в процессе своего бытования", — объясняет Екатерина Васина.
Следующий зал посвящен работе Виктора Васнецова над росписью Владимирского собора в Киеве — она заняла у художника 10 лет. Представлены рисунки, на которых мастер разрабатывал орнаменты, лики и образы святых, библейские сюжеты, а также масштабные этюды и триптих с тремя архангелами, растянувшийся почти во всю ширину этажа. В этом зале звучит церковная музыка, а на полотнах переливается бронзовая краска — умиротворяющее зрелище.
От романтики к суровости
Завершается выставка ретроспективой творчества внука Виктора Васнецова Андрея — живописца, монументалиста и основоположника "сурового стиля". Андрей Васнецов родился в 1924-м, а умер в 2009 году: на его век выпали многочисленные потрясения — становление советской власти, Великая Отечественная война, в которой он сам принимал участие, развал СССР, смерть сына. Все эти события оставили свой отпечаток на творчестве художника, поэтому в нем и отдаленно нет той сказки, что была в картинах его дедушки.
Новое поколение всегда вносит в искусство новые поиски, новое видение
Тем не менее его творчеству передалась некая потусторонность. Одной из самых заметных работ Андрея Васнецова искусствоведы называют "Натюрморт с черной курицей" (1955). Мрачная и довольно минималистичная картина с непростой для художника задачей написать "черное на черном" — мертвая птица лежит на фоне черной клеенки, на серой скатерти. Современников в этой картине привлекли и нетипичная монохромная палитра, и неожиданный для того времени жанр (в конце 1950-х натюрморты практически не выставлялись), и трагизм.
На выставке представлено множество работ Андрея Васнецова. При этом большинство показанных сюжетов выросло из простых бытовых сцен: завтрак и обед, семейная встреча, поход в гости. Отличительная особенность картин — контраст цвета и света, из-за которых фигуры и черты героев становятся резкими, грубоватыми, в то же время будто обугленными. Позже этот стиль назвали "суровым".
Все же следуя традициям деда, на портретах Андрей Васнецов изображал только друзей и родственников. К тому же он активно работал с архитектурной средой — приложил руку к созданию мозаики на фасаде кинотеатра "Октябрь", а еще разработал образ инженерного корпуса Третьяковской галереи (как известно, фасад главного корпуса Третьяковки разрабатывал Виктор Васнецов). А еще обустроил себе дачу и мастерскую в Абрамцеве, где особенно любил работать, — так этот семейный круг и замкнулся.
Дарья Шаталова