31 мая, 10:45
Статья

Гений, которого не могли понять. Как Михаил Глинка изменил русское искусство двумя операми

1 июня исполняется 220 лет со дня рождения композитора
Портрет Михаила Глинки работы Ильи Репина. Public Domain/ Wikimedia Commons
Портрет Михаила Глинки работы Ильи Репина

Михаил Иванович Глинка — основоположник русской классической музыки и первый русский композитор, получивший мировое признание. Его вклад и значение в музыкальной культуре соизмеримы с тем, что Александр Пушкин привнес в литературу. Современники Глинки признавали его талант, но не сразу смогли оценить новаторство и масштаб, которыми были пронизаны произведения композитора. Рассказываем, как складывалась биография Глинки.

Ребенок, который играл в звонаря

Глинка Михаил Иванович родился в 1804 году в Смоленской губернии. Его семья принадлежала к древнему дворянскому роду, владела крупным имением, а также кирпичным и конным заводами. Вначале Михаил воспитывался бабушкой Феклой Александровной: она решила вырастить мальчика сама, потому что не доверяла его родителям — винила их в смерти первенца, который скончался в младенчестве. 

Фекла Александровна настолько пыталась уберечь второго внука, что он почти не бывал на улице и даже в натопленных комнатах ходил в шубе. И в целом был настолько тепличным ребенком, что получил домашнее прозвище Мимоза. Больше всего Михаил любил рисовать мелом прямо на полу, бить в медные тазы, подражая звонарям, и ездить в церковь — его завораживали богослужения, пение и звуки колоколов. Определенное влияние на него оказало и народное творчество — старинные песни, сказки и былины, с которыми он познакомился благодаря няне Авдотье Ивановне. 

После смерти бабушки шестилетний Михаил вернулся к родителям. Мать сразу же взялась за образование сына: наняла гувернантку-француженку и педагога по рисованию. В 1812-м из-за войны с Наполеоном семье пришлось эвакуироваться из Смоленской губернии: когда они смогли вернуться через год, дом был разрушен. На его месте построили новый и в гостиной поставили фортепиано — тогда еще никто не подозревал, какое место инструмент займет в жизни Глинки.

О желании заниматься музыкой Михаил сообщил матери в десятилетнем возрасте. В доме Глинок часто устраивали праздники, балы, и на одном из них мальчик услышал квартет Бернхарда Круселля с кларнетом. "Эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление — я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в неизъяснимое, томительно-сладкое состояние и на другой день во время урока рисования был рассеян", — вспоминал позже Михаил Глинка. Впечатлил ребенка и оркестр — он понял, что тоже хочет научиться играть на инструментах.

Для десятилетнего мальчика пригласили учительницу из Санкт-Петербурга — Варвара Кламмер знакомила его с азами классической музыки и учила игре на фортепиано. Уроки давал и музыкант из крепостного оркестра — благодаря ему Михаил начал играть на скрипке.

Первые музыкальные опыты

В 1817 году Михаил Глинка стал воспитанником Благородного пансиона при Главном педагогическом институте в Петербурге. Юноша получал всестороннее образование — обучался иностранным языкам, географии, алгебре, зоологии, танцам и фехтованию. В свободное время он брал частные уроки музыки, ходил на концерты, в оперу и импровизировал на фортепиано. 

К концу обучения в пансионе Михаил Глинка был уже неплохим пианистом и на выпуске сыграл фортепианный концерт Иоганна Гуммеля. В том же 1822 году, в возрасте 18 лет, он попробовал себя в качестве композитора — сочинил вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы "Швейцарское семейство" Йозефа Вайгля. 

Петербургской консерватории в 1820-е еще не существовало, поэтому Глинка много практиковался сам, музицировал в светских салонах, экспериментировал с разными жанрами, формами и долгое время оставался недоволен собой. Именно в тот период им был написан романс, со временем ставший хрестоматийным, — "Не искушай меня без нужды" на слова Евгения Баратынского. 

Параллельно, с 1824 по 1828 год, Глинка работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. Он оставил службу, когда понял, что она забирает у него слишком много времени и сил: композитор решил полностью посвятить себя музыке. В 1829 году вышел "Лирический альбом" — музыкальный сборник, в котором среди произведений разных авторов были и пьесы Михаила Глинки. 

Поиск своего стиля в Европе

В 1830 году Михаил Иванович Глинка покинул Россию, чтобы поправить здоровье и продолжить музыкальное образование в европейских странах. Сперва он побывал в Германии, затем добрался до Италии и поселился в Милане, который на тот момент был крупнейшим музыкальным центром.

Я ожил при появлении чудной итальянской весны, воображение зашевелилось, и я принялся работать
Михаил Глинка

Михаил брал уроки композиции у итальянских учителей, познакомился с такими мастерами оперы, как Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто, посещал все премьеры и много сочинял в "итальянском духе". За три года в Италии он написал два произведения для инструментальных ансамблей и множество пьес. Оказывала на Глинку влияние не только европейская культура, но и природа Италии — в 1832 году он создал один из самых известных своих романсов "Венецианская ночь". 

В 1833 году Михаил Глинка побывал в Вене, а затем задержался в Берлине — там он изучал полифонию и инструментовку. В Россию композитор вернулся в 1834 году, когда получил сообщение о смерти отца. 

Жизнь за царя

Поездка в Европу кардинально изменила жизнь и творчество Глинки: он нашел собственный стиль и набрался смелости перейти к крупным музыкальным формам. А еще, пообщавшись с основоположниками итальянской оперы, загорелся идеей создать русскую национальную оперу. Он долго искал сюжет и, по совету поэта Василия Жуковского, обратился к истории об Иване Сусанине — крестьянине, который завел польско-литовское войско в лес и пожертвовал собой ради спасения царя.

Как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую. Наконец, многие темы и даже подробности разработки, все это разом вспыхнуло в голове моей
Михаил Глинка

Оперу Глинка написал за несколько месяцев, и слухи о ней быстро поползли по Петербургу. Директор Императорских театров Александр Гедеонов опасался постановки — хотя царь в либретто не фигурировал, реакция могла быть непредсказуемой. На одну из репетиций пришел сам Николай I и одобрил произведение: в 1836 году новый сезон Петербургского Большого театра открылся премьерой оперы, которую назвали "Жизнь за царя".

Постановка была невероятно успешной, Глинку благодарили члены императорской семьи, а Петр Вяземский, Василий Жуковский, Михаил Виельгорский и Александр Пушкин, с которыми композитор дружил, сочинили в честь него шуточный "Канон".

За прекрасную новинку славить будет глас молвы нашего Орфея Глинку от Неглинной до Невы
Петр Вяземский

После громкого дебюта в опере Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. В тот период композитор создал знаменитое хоровое произведение "Херувимская песнь".

Незаслуженный провал

Михаил Глинка мечтал, чтобы Пушкин написал либретто для его новой оперы, и завел с ним разговор о "Руслане и Людмиле" в 1837 году. Внезапная гибель поэта сильно огорчила композитора и нарушила творческие планы. Глинка не мог использовать пушкинский текст в первозданном виде — он не ложился на ноты, а местами казался композитору слишком легкомысленным. Пушкин начал писать поэму еще в лицее, и музыкант ощущал его шутливое, ироничное отношение к героям, в то время как сам он хотел создать серьезную оперу с эпическим размахом.

За помощью с текстами Глинка обращался к Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Константину Бахтурину и другим литераторам из своего окружения. Постепенно изменились и некоторые сюжетные линии, и состав действующих лиц. Музыку композитор писал урывками, параллельно работая над другими произведениями — в те годы он создал "Вальс-фантазию" и романс "Я помню чудное мгновенье". Их он посвятил Екатерине Керн — дочери Анны, музы Пушкина. 

Михаил Глинка был влюблен в Екатерину, но обстоятельства не позволяли быть им вместе. Переживания по этому поводу Глинка выплеснул в новой музыке, и она легла в основу финала и увертюры "Руслана и Людмилы". Премьера оперы состоялась в 1842 году, но представление было провальным: во время спектакля царская семья покинула театр. Критиковали и декорации, и исполнение, и саму музыку.

Создавая эту оперу, Глинка отошел от традиций европейской школы и использовал новаторские приемы. Он придумал, как симфонический оркестр может имитировать звучание гуслей, стук вилок и ложек, иначе использовал привычные гаммы. Позже эти методы переняли и другие композиторы, но на первых порах публика была не готова принять эксперименты. Она не осознавала, что на их глазах происходит становление большой русской оперы и Глинка — ее основоположник.

Отец симфонического искусства

Сегодня мы знаем, что Михаил Иванович Глинка навсегда изменил русское классическое искусство: в его операх музыка не сопровождала события, а сама становилась героем, вела действие, выходила на первый план. Наследие Глинки послужило вдохновением и примером для следующих поколений. Он стал главным ориентиром для "Могучей кучки", которая продолжила развивать его "национальные" идеи в своих произведениях. Во многом благодаря Глинке родились оперы Николая Римского-Корсакова.

Провал "Руслана и Людмилы" Глинка переживал тяжело, и в 1844 году уехал за границу. В Париже он познакомился с композитором Гектором Берлиозом, который высоко оценил его талант. Вскоре Берлиоз выступил с фрагментами из "Руслана и Людмилы" и "Жизни за царя". Публика с восторгом приняла музыку, и это вдохновило Глинку устроить большой благотворительный концерт из своих сочинений. Произведения высоко оценили и зрители, и французская пресса — композитор воспрянул духом. 

Он продолжил путешествие и под впечатлением от Испании создал две симфонические увертюры — "Арагонскую охоту" и "Воспоминание о летней ночи в Мадриде". В 1848 году, находясь в Варшаве, классик написал симфонию "Камаринская", опираясь на темы традиционных русских песен — свадебной и плясовой.

Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская"
Петр Чайковский

В последнее десятилетие жизни Глинка проводил много времени в Европе, но приезжал и в Россию — давал уроки, бывал на балах и приемах. Он начал писать третью оперу — "Тарас Бульба", но забросил ее. Скончался Михаил Иванович Глинка 15 февраля 1857 года в Берлине, оставив после себя произведения, которые стали эталоном классического искусства.

Дарья Шаталова