Ежегодно Beat Film Festival привозит новые документальные фильмы со всего мира. Большинство картин на фестивале посвящены культурным феноменам и искусству, новым технологиям и людям, чью жизнь можно назвать удивительной. Показы проходят в кинотеатрах, музеях и культурных центрах: летом в Москве, а осенью — в российских городах. Рассказываем о семи фильмах, которые стоит посмотреть.
"Стойкий человек"
Режиссер — Стефан Каррель (Франция)
Фильм об изнанке театра сквозь призму сложного периода в карьере известного танцовщика Стивена Макрея. В 2019 году премьер лондонского Королевского балета порвал ахиллово сухожилие прямо во время выступления. В большинстве случаев подобная травма означает конец балетного пути, но Макрей решил не сдаваться.
Возвращение 35-летнего танцовщика на сцену по сложности было сопоставимо с восхождением на Эверест. В фильме зафиксированы его первые шаги после выписки из больницы, первые тренировки, растяжки, репетиции. Восстановление заняло у артиста два года, и все это время камера следила за нечеловеческими усилиями, которые он прикладывал, чтобы вернуться в форму. Осложняло ситуацию и эмоциональное состояние Макрея: он испытывал страх перед новыми травмами, сомнения (35 лет — солидный по балетным меркам возраст), досаду на мир балета, где успех зависит от физических данных. В фильме также показаны близкие танцовщика и его семья — те, кто не давал ему свернуть с пути и поддерживал в сложное время.
"Вечный ты"
Режиссеры — Ганс Блок, Мориц Ризевик (Германия)
Первая совместная работа Ганса Блока и Морица Ризевика называлась "Чистильщики": она рассказывала о модераторах пользовательского контента в интернете, номинировалась на Гран-при фестиваля "Сандэнс" и была признана лучшим документальным фильмом на ММКФ в 2018 году.
После успешного дебюта режиссеры продолжили исследовать темные углы диджитал-мира и сняли фильм "Вечный ты" — про "цифровое бессмертие". Авторы изучили работу стартапов, предлагающих с помощью ИИ "воскресить" ушедших людей: достаточно загрузить в систему посты, записи голоса, сообщения покойного, чтобы в чате появился бот, который будет общаться в той же манере. Своим опытом с Блоком и Ризевиком поделились клиенты стартапов: оказалось, часто нейросеть ведет себя непредсказуемо и виртуальное "воскресешение" близких приносит не утешение, а страхи, боль и психологические проблемы. Герои фильма касаются вопроса этичности, приводят аргументы за и против "цифрового бессмертия", но возможность сделать вывод авторы оставляют зрителям.
"Двадцать лет со Смешариками"
Режиссеры — Станислав Ставинов, Анастасия Ставинова (Россия)
Трансляция мультсериала о приключениях Кроша, Ежика, Копатыча и других обитателей Ромашковой долины началась в 2004-м. С тех пор вышло семь сезонов, несколько спин-оффов и полнометражных мультфильмов — "Смешарики" стали едва ли не главным отечественным анимационным брендом нашего времени. Детям полюбились смешные и милые герои, а взрослые зрители оценили глубину и умение сценаристов говорить просто о сложном и важном.
Документальный фильм рассказывает о создателях проекта и процессах, которые остаются за кадром. Зрители смогут побывать в анимационной студии "Петербург", где родились "Смешарики", познакомиться с режиссерами, аниматорами, актерами озвучки. Узнать о секретах сериала и работе над юбилейным сезоном.
"Кино Годара"
Режиссер — Сирил Лейти (Франция)
Жана-Люка Годара называют одним из отцов французской новой волны. В полнометражном дебюте "На последнем дыхании" (1960) он нарушил правила, по которым прежде снимали кино, и своим экспериментом открыл новую главу не только во французском, но и мировом кино. Необычные герои, свежие стилистические приемы быстро собрали вокруг кино Годара море поклонников, а сам режиссер за несколько лет превратился в поп-икону.
Сирил Лейти в своем фильме пытается разглядеть за маской легенды простого человека — узнать о личности Годара, его мыслях, страхах, заблуждениях, желаниях и привычках. Кадры из культовых картин монтируются с бэкстейджем, фрагменты интервью его близких — с комментариями киноведов. В ретроспективной манере Лейти ищет связь между эволюцией убеждений Годара, событиями из его личной жизни и тем, как менялось кино мастера.
"Бонни"
Режиссер — Саймон Валлон (США)
Главная героиня фильма — голливудский кастинг-директор Бонни Тиммерман. Благодаря ей свое место в кино нашли десятки актеров, ставших звездами, — Брюс Уиллис, Натали Портман, Сигурни Уивер, Стив Бушеми, Лиам Нисон и другие.
Работу кастинг-директора часто недооценивают, но во многом именно грамотный подбор актеров определяет успех будущего проекта. "Бонни" подсвечивает этот аспект, а еще рассказывает о том, как на самом деле создается кино. Изюминка фильма — интервью с известными актерами, в которых они рассказывают анекдоты и смешные истории из своей практики, а также архивные записи их кастингов. Подхватывает рассказ о закадровых буднях сама Бонни Тиммерман, чей вклад в индустрию коллеги высоко ценят.
"Канн: режиссерская версия"
Режиссеры — Роджер Пенни, Ричард Бланшард (Великобритания)
Каждый год Канн становится центром притяжения лучших режиссеров, актеров, продюсеров и критиков. А где много творческих людей, там и много удивительных историй, которые рождаются на кинопоказах, вечеринках и деловых встречах. Они, а также ключевые события в судьбе Каннского кинофестиваля легли в основу документального фильма.
Создатели картины, Роджер Пенни и Ричард Бланшард, сами на протяжении нескольких десятилетий были свидетелями и участниками того, что происходит на Лазурном Берегу в дни смотра. Собственные наблюдения они подкрепляют интервью с Тьерри Фремо — главой фестиваля, а также разговорами со звездами — Тильдой Суинтон и Леей Сейду, Оливером Стоуном, Квентином Тарантино и Вимом Вендерсом. Также слово дают журналистам, фотографам, организаторам вечеринок — зрители смогут погрузиться в закулисье и понять, насколько большая команда делает фестиваль и каких усилий это стоит.
"Край ночи"
Режиссер — Андрей Натоцинский (Россия)
Автор фильма исследует феномен криптомайнинга в Абхазии и жизнь в республике в целом. Идея проекта родилась в 2020 году, когда Андрей Натоцинский приехал в Сухум и увидел центр города полностью погруженным в темноту. Он узнал, что отключения электричества связывают с криптомайнерами — Абхазия привлекла их дешевой электроэнергией.
За три года режиссер провел четыре съемочных экспедиции, чтобы погрузиться в быт местных жителей, выявить контраст между ним и добычей криптовалюты. Разговаривая с самыми разными людьми, Натоцинский старается создать объективную — насколько это возможно — картину жизни в Абхазии.
Дарья Шаталова