27 СЕН, 09:55

Разбивала сердца, чтобы спасать животных. О роковой женщине и экоактивистке Брижит Бардо

Брижит Бардо, 1957 год

28 сентября французской актрисе исполняется 90 лет

История Брижит Бардо по-своему феноменальна. У актрисы нет "Оскара" и других престижных премий, при этом она считается одной из главных кинодив XX века. Бардо завершила карьеру полвека назад — последний фильм с ее участием вышел в 1973 году, но ее имя все еще на слуху по всему миру. Как Брижит Бардо поднялась на такую вершину и почему ей удалось войти в историю, рассказываем в материале ТАСС.

Превращение в лебедя

Брижит Анн-Мари Бардо родилась в 1934 году в Париже. Ее семья владела промышленной компанией, поэтому детство будущей актрисы было спокойным и обеспеченным — за девочкой присматривали няни и гувернантки, благодаря одной из них она выучила итальянский язык. 

Вместе с младшей сестрой Бардо посещала католическую школу и занятия балетом. На танцы Брижит отдали не просто так: ее мама считала, что хореография сделает дочь красивее и увереннее в себе. Брижит Бардо с детства считали "гадким утенком": у нее было косоглазие и неправильный прикус, она носила очки, пластинки на зубах и сутулилась, потому что стеснялась высокого роста. "Я была таким заторможенным, хмурым ребенком", — вспоминала Бардо. 

Занятия балетом увлекли Брижит, и она задумалась о театральной карьере. В 1947 году девушка прошла отбор в Парижскую консерваторию музыки и танца. Одним из ее наставников стал Борис Князев — русский танцовщик и хореограф, муж великой балерины Ольги Спесивцевой. Князев был первоклассным, но суровым педагогом. По воспоминаниям одноклассников Брижит, ей часто доставалось от него, так как девушка не отличалась трудолюбивостью.

Из балерины в модели

Благодаря методам Князева Брижит обрела красивую фигуру и грациозную походку. Но усердия ей не хватало, и в отличие от своих одноклассниц она не получила приглашения в труппу "Балета на Елисейских полях". Иногда она выступала с профессиональными коллективами и дважды побывала на гастролях, но постепенно разочаровалась в своих способностях: занятия балетом отошли на второй план. 

Способствовало этому и начало ее модельной карьеры. В конце 1940-х годов мать Бардо открыла модный магазин, и Брижит участвовала в показе коллекции одежды. Стройная девушка с необычной внешностью привлекла внимание главного редактора журнала Jardin des Modes ("Сад моды"). Издание опубликовало фотографии Бардо, и вскоре та получила приглашение на новые съемки — для глянца Elle. 

На этом череда счастливых совпадений не закончилась: номер Elle со снимками Брижит попался Роже Вадиму, помощнику режиссера Марка Аллегре. В тот момент они искали актрису для нового фильма и позвали Бардо на пробы. Она успешно прошла их, но производство картины вскоре закрыли. Несмотря на то что фильм так и не был снят, Брижит задумалась о карьере в кино: ей польстило, что именно ее выбрали среди других претенденток. Судьбоносным оказалось и знакомство с Роже Вадимом — в 1952 году они поженились.

Эффектное появление

В 1952 году начинающая актриса дебютировала в фильме "Нормандская дыра". Одну из главных ролей в картине играл легендарный французский комик Бурвиль, но привлекло Бардо вовсе не это. "Роль крошечная, разве что в титрах мелькнет имя. Не то что теперь — в титрах мы с Бурвилем на равных. Но предложили мне 200 тыс. старых франков (2 тыс. новых), и это решило дело. Буду богатой-богатой!" — вспоминала Брижит в мемуарах "Инициалы Б.Б.", изданных в конце 1990-х.

Свои первые съемки Бардо сравнивала с адом: она чувствовала себя неопытной и беспомощной рядом с профессиональными актерами, съемочный процесс раздражал ее. Брижит решила, что больше никогда не вернется на площадку, но почти сразу же ей предложили заглавную роль в мелодраме "Манина, девушка в бикини" (1952). За участие полагался неплохой гонорар, и Бардо решила дать себе второй шанс. 

В большинстве сцен 17-летняя Брижит Бардо снималась в раздельном купальнике. В те годы бикини считалось нескромным, и еще до премьеры представители церкви назвали фильм "угрозой общественным и семейным устоям". Скандальности добавляли и попавшие в прессу пикантные снимки актрисы — папарацци сделали их во время съемок в Ницце. Отец Брижит боялся, что фильм навредит репутации всей семьи, поэтому сам потребовал, чтобы перед прокатом картина прошла экспертизу.

Революционерка в мире кино

Фильм стал сенсацией: Бардо одной из первых в истории появилась в кадре в бикини. Об актрисе писала пресса, ее преследовали фотографы, предложения о съемках сыпались одно за другим. За четыре года вышло более 10 фильмов с участием Бардо, в каждом из которых ей доставались роли легкомысленных красавиц.

Прорывным для Брижит оказался 1956 год: ее муж Роже Вадим дебютировал как режиссер с мелодрамой "И Бог создал женщину...". Актриса сыграла Жюльетт — бывшую воспитанницу сиротского приюта, которая из-за своей эффектной внешности обрела славу распутной девушки. По сюжету героиня оказывается в центре любовного многоугольника.

Лучших съемок у меня не было. Я не играла — жила! Вадим, изучив меня, никогда не переснимал одну и ту же сцену более двух раз — знал, что с каждым дублем уходит моя естественность

Брижит Бардо

Провокационная история, откровенные сцены и сексуальный образ Бардо вызвали шквал критики в Европе и США. Картину осудили несколько религиозных и общественных организаций, а в некоторых штатах и вовсе начались судебные процессы над прокатчиками — фильм запрещали к показу. Но санкции дали обратный эффект: актриса обрела мировую известность, а сцена, в которой она танцует на столе, стала культовой. "В фильме нет никакой пошлости, вкус его создателей безупречен", — отзывался о картине режиссер Франсуа Трюффо.

Икона стиля

В 1950-х за Брижит Бардо закрепился статус секс-символа: наряду с Софи Лорен ее называли одной из самых привлекательных актрис европейского кино. При этом сама звезда долгие годы не принимала свою внешность. "У меня отвратительный нос. Рот тоже никуда не годится. Верхняя губа тяжелее, чем нижняя, словно опухшая. Щеки слишком круглы, а глаза, наоборот, малы", — приводит Джеффри Роббинсон слова Брижит Бардо в книге "Две жизни" (1997). Не считала она себя и выдающейся актрисой, ведь образования у нее не было.

Надо мной столько издевались в начале моей артистической карьеры! Если бы вы только знали, с каким презрением мне пришлось столкнуться — причем одновременно с безграничным обожанием со стороны других людей. Такая ситуация сильно ранила меня, потому что это было крайне несправедливо

Брижит Бардо

Многие коллеги по цеху скептически относились к актрисе. "Насчет меня утверждали, что я "очаровательная идиотка", что я плохо произношу слова, что я совершенно не способна играть", — вспоминала Бардо. Но поклонники — и мужчины, и женщины — были без ума от нее. В 1959 году Брижит сыграла шпионку в фильме Кристиана-Жака "Бабетта идет на войну", и прическа, с которой она была в кадре, моментально вошла в моду. Высокий объемный пучок с начесом до сих пор называют "бабеттой".

Роковая женщина

За свою карьеру Брижит Бардо сумела поработать со многими звездами. Она снималась с Марчелло Мастроянни в "Частной жизни" (1962), с Аленом Делоном — в фильме "Три шага в бреду" (1968), с Жаном Габеном — в ленте "В случае несчастья" (1958). Работала с такими режиссерами, как Мишель Буарон и Луи Маль, сыграла в откровенной картине Жана-Люка Годара "Презрение", а еще оставалась музой для Роже Вадима даже после того, как развелась с ним.

Бардо признавалась, что часто отказывалась от ролей, если они требовали глубокого актерского погружения, — ей нравилось играть героинь, которые похожи на нее. Звезда и за кадром оставалась легкой на подъем, эффектной, раскрепощенной. Романы в ее жизни случались один за другим и часто были скандальными. Актриса четыре раза выходила замуж и могла начать новые отношения, не завершив предыдущие. Тот же судьбоносный союз с Роже Вадимом дал трещину, когда Бардо влюбилась в Жана-Луи Трентиньяна — своего партнера по фильму "И Бог создал женщину…". 

В 1960 году Брижит Бардо родила первого и единственного ребенка. Отношения актрисы с сыном Николя долгие годы были напряженными. В мемуарах Бардо, вспоминая прошлое, сравнила ребенка с "опухолью, которая питалась ей", за что ей пришлось выплатить штраф в $17 тыс. — Николя подал в суд и выиграл дело. 

Так или иначе, в середине прошлого века поведение Бардо стало своего рода социальным феноменом. И на экране, и за его пределами актриса олицетворяла образ свободной и уверенной в себе женщины. "Я никогда не влезала в шкуры своих героинь, я натягивала их на себя", — говорила она. 

Новый смысл жизни

На съемках одного из последних в ее фильмографии проектов ("История про Колино-юбочника", 1973) Бардо увидела в массовке женщину с козой и узнала, что та собирается вскоре зарезать животное. "Я была просто в ужасе от этих слов, немедленно купила у женщины козу и привела ее в мой гостиничный номер <...> это и послужило импульсом к началу моей деятельности по защите животных", — рассказывала Брижит Бардо.

Завершив актерскую карьеру в 38 лет, француженка вложила всю свою известность, силы и деньги в общественную деятельность. Она основала фонд, который по сей день занимается защитой животных. Под руководством Бардо запускались кампании против истребления и проведения экспериментов над животными, охотничьего промысла и корриды, негуманных способов забоя скота и многих процессов, которые угрожают братьям нашим меньшим. Также фонд поддерживает бездомных животных, следит за сохранением редких видов фауны и выступает со множеством полезных инициатив. 

Свой дом в Сен-Тропе актриса передала в собственность фонда. Она рассчитывает, что в будущем ее особняк станет музеем и средства от продажи билетов будут перечисляться на помощь животных. "Я все бросила в свое время ради животных — и это был мой самый лучший поступок", — говорит Бардо.

Дарья Шаталова

Читать на tass.ru