6 октября 2015, 20:33

Обновленная Третьяковская галерея открывается ретроспективой Серова

Гостями вернисажа стали вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец и министр культуры РФ Владимир Мединский

МОСКВА, 6 октября. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Ретроспективная выставка Валентина Серова к 150-летию художника, занявшая три этажа обновленного здания Третьяковской галереи на Крымском Валу, открывается для публики 7 октября.

"Проект невероятно важен для музея, всех нас и меня лично. Серов - это тот редкий художник, которого любят все: и те, кто считает главным достижением в русском искусстве творчество передвижников и те, кто является сторонником русского авангарда и заинтересован современными художественными течениями", - сказала на торжественном открытии выставки сегодня вечером директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

По ее словам, от экспертов, уже успевших посмотреть выставку, она неоднократно слышала, что Серов - "наше все" в изобразительном искусстве, по аналогии с тем, как Пушкин - в поэзии.

Гостями вернисажа стали вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец и министр культуры РФ Владимир Мединский.

"То, что мы видим - это действительно потрясающе и я уверена, что выставка станет событием в современной российской культуре", - сказала Голодец.

Она добавила, что нужно обладать профессионализмом и энтузиазмом, чтобы произведения Серова из 25 российских музеев, 4 зарубежных и 9 частных собраний сложились в одну столь полную и впечатляющую выставку. К ней в музее подготовили образовательную программу и сайт, с помощью которого можно будет легко сориентироваться в 250 работах, размещенных в 19 разделах.

Не только портретист

Валентин Серов, прославленный своими портретами, на выставке раскрывается как художник, которому одинаково хорошо удавались и пейзажи, и исторические, и театральные работы. Его принимали коллеги совершенно диаметральных художественных стремлений, а сам художник был участником и Товарищества передвижных художественных выставок, и "Мира искусства".

Самые знаменитые портреты Серова складываются в экспозиции как пазлы - только зайдя в выставочное пространство, зритель сразу может увидеть "Девочку с персиками", портрет артистки М.Н Ермоловой чуть поодаль и портрет княгини Ольги Орловой на заднем плане. А между ними - не менее известные портреты меценатов и членов их семей, творческой интеллигенции, в том числе писателя Максима Горького и отца художника композитора Александра Серова, которого тот лишился в шестилетнем возрасте и писал по фотографиям. Так же он работал и над портретом императора Александра III для большой картины "Император Александр III с семьей" , заказанной Харьковским дворянством в память о спасении царской семьи в крушении поезда в Борках. Полотно во время Великой Отечественной войны погибло, но Серов после исполнения заказа неоднократно возвращался к написанию образа государя. И с этим связана одна из главных находок проекта - неизвестный до недавнего времени портрет Александра III в мундире датской Королевской лейб-гвардии. Его изображение, знакомое по хранящимся в Историческом и Русском музеях эскизам, обнаружили на портрете датской королевы Маргрете II кисти Дмитрия Жилинского во время проведения его выставки в Третьяковской галерее. Теперь на выставке Серова впервые за долгое время воссоединились эскизы и портрет, который предоставил копенгагенский Офицерский дом Королевской гвардии Гвардейского городка.

Отдельный раздел проекта посвящен крестьянским пейзажам Серова и его театральным работам. Подлинными драгоценностями в полутьме, как того требуют правила экспонирования графики, выглядят эскизы занавеса к "Шехерезаде" на музыку Николая Римского-Корсакова для Русских сезонов Дягилева. Организаторы выставки называют сенсацией показ самого занавеса из коллекции семьи Ростроповича и Вишневской.

Одна из интриг экспозиции - четкое разделение на живописную и графическую части, которое словно растворяется финале выставки с последними, во многом новаторскими работами Серова. Это серия "Одиссей и Навзикая", а знаменитое "Похищение Европы" представлено, в частности, этюдом "Голова Европы" и посмертной бронзовой композицией, перелитой из авторской гипсовой.

Заметные изменения

Но сначала все посетители выставки увидят новый сувенирный магазин взамен киосков, обновленную кассу и информационную зону с табло на трех языках вроде тех, что находятся в аэропорту. Также в Третьяковской галере появилась камера хранения и удобные места, где можно посидеть и передохнуть - учитывая масштаб экспозиции Серова, пустовать они не будут.

Министр культуры РФ Владимир Мединский уверен, что проект позволит Третьяковской галерее на Крымском Валу преодолеть некий барьер - известно, что музейные здания в Лаврушинском переулке посещают гораздо больше посетителей, чем на Крымском валу.

Эта ситуация сложилась не в последнюю очередь из-за того, что прежде всего здание воспринимается как Центральный дом художника, хотя музей занимает там и большие площади. Для изменения стереотипа было сделано уже немало - в частности, заработали медиа-фасады с изображением шедевров из коллекции музея, которые можно увидеть в постоянной экспозиции на Крымском Валу. По средам с недавнего времени ее можно посмотреть совершенно бесплатно. Кроме того, в музее увеличили время работы до девяти вечера с четверга по субботу.