МОСКВА, 18 ноября. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Загадки одного из ключевых произведений искусства ХХ века - "Черного квадрата" Казимира Малевича - до конца не раскрыты, поэтому исследования полотна продолжатся. Об этом на презентации посвященной "Черному квадрату" книги из серии "История одного шедевра" рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
"То, что под изображением находится еще изображение, ни для кого не было секретом. Сейчас прошел только первый этап серьезных технологических исследований. Для того, чтобы делать далеко идущие выводы, надо исследовать, надо расширить сферу исследования, провести исследование ранних супрематических работ 1915 года Малевича из Русского музея, музея Стеделейк и других собраний, и тогда мы выйдем еще с какими-то интересными сообщениями", - сказала она.
Сотрудник научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина также выразила уверенность, что "ставить точку в изучении "Черного квадрата" еще рано, потому что процесс еще не закончен".
То, что сейчас удалось выяснить ученым, позволяет узнать больше о том, как создавался "Черный квадрат": это был гораздо более длительный и осознанный процесс, что отвергает мнение некоторых ученых, считавших, что на Малевича снизошло нечто вроде озарения и он создал картину очень быстро.
"Сейчас мы увидели две композиции под "Черным квадратом", увидели, что художник пользовался четырьмя пигментами, мы зафиксировали отпечатки пальцев и прочли надпись, ранее считавшуюся его подписью", - рассказала Воронина.
Надпись, сделанную черным карандашом по высохшей краске, ученые расшифровали как "Битва негров ночью", что, вероятно, отсылает к картине 1882 года французского художника Альфонсо Милле "Битва негров в темной пещере глубокой ночью".
В этом году "Черный квадрат" Малевича отмечает свое столетие. В мире эта дата была отмечена множеством событий. В частности, в Третьяковской галерее прошли мероприятия в рамках программы "Разговоры у "Черного квадрата", сейчас здесь работает выставка "Под знаком Малевича", а в швейцарском Фонде Бейлера демонстрируется современная реплика исторической выставки "0,10", на которой в 1915 году впервые был показан "Черный квадрат".