Согласно архивам Нобелевского комитета, Шолохов мог поделить премию с Ахматовой
В 1965 году писательница была впервые номинирована на Нобелевскую премию по литературе
СТОКГОЛЬМ, 7 января. /Корр. ТАСС Ирина Дергачева/. Творчество Анны Ахматовой, имя которой называлось в числе возможных лауреатов Нобелевской премии по литературе в 1965 год, произвело на членов Шведской академии значительно меньшее впечатление, чем ее судьба. Об этом свидетельствуют рассекреченные в этом году архивные документы, с которыми ознакомилась корр. ТАСС.
В них, в частности, председатель Нобелевского комитета Андерс Эстерлунд упоминает, что читал поэзию Ахматовой в переводе. "Я был под сильным впечатлением от ее истинного вдохновения и утонченной техники, но куда больше меня тронула судьба поэтессы - на протяжении многих лет оказаться приговоренной к тяжелому, вынужденному молчанию!" - отмечает он.
В тот год Анна Ахматова была впервые номинирована на Нобелевскую премию. Кандидатуру поэтессы выдвинули профессора славянских языков Гарвардского университета и Колумбийского университета Роман Якобсон и Вильям Харкинс. Была ли повторная номинация - об этом станет известно только в следующем году.
Из открытых теперь документов (списки номинантов держатся в секрете 50 лет) следует, что большинство членов Шведской академии выступили за присуждение награды Михаилу Шолохову. Однако до этого Нобелевский комитет обсуждал возможность поделить премию между автором "Тихого Дона" и Ахматовой, но Эстерлунд отклонил это предложение. Он заявил: "Ахматова и Шолохов пишут на одном языке, но больше ничего общего у них нет". Кстати, позже несколько раз награду присуждали сразу двум литераторам. Например, в 1974 году ее получили два шведских писателя - Эйвинд Юнсон и Харри Мартинсон.
Всего же в списке претендентов на престижную награду в 1965 г. числились 90 человек, в том числе Владимир Набоков, Сэмюэл Беккет, Константин Паустовский, Альберто Моравиа, Хорхе Луис Борхес, Пабло Неруда, Сомерсет Моэм, Жорж Сименон, Анри Труайя. Из них члены академии выбрали троих - Шолохова, израильского писателя Шмуэля Йосефа Агнона (он получил премию в 1966 г.) и англо-американского поэта Уистена Хью Одена.
"Это был очень сильный список претендентов, академии было непросто сделать свой выбор", - считает профессор славистики Магнус Юнггрен. Он добавляет, что, по его мнению, Нобелевский комитет по литературе в прошлом веке "пропустил" - просто по незнанию - много русских писателей и поэтов. "Толстой сам отказался от премии, об этом известно из его письма. Но были еще Чехов, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Хлебников и многие другие. Думаю, по меньшей мере 15 русских литераторов были достойны Нобелевской премии", - отметил он.
Кандидатуры на престижную награду имеют право предлагать члены Шведской академии и аналогичных учреждений других стран, профессора литературы и лингвистики, лауреаты премии предыдущих лет и председатели писательских организаций. Каждый год в октябре академия рассылает 600-700 приглашений своим коллегам в разных странах с тем, чтобы они предложили кандидатов на Нобелевскую премию. Сделать это нужно до 31 января, чтобы Шведская академия в течение весны смогла выделить в этом списке сначала 20 наиболее достойных писателей, а потом сократить его до пяти. За лето члены академии еще раз должны ознакомиться с творчеством номинантов, чтобы обсудить их кандидатуры осенью. Имя будущего обладателя самой престижной в мире награды до последнего момента держится в строжайшем секрете. Сами члены Нобелевского комитета по литературе при обсуждении кандидатур используют не настоящие фамилии поэтов и писателей, а придуманные ими псевдонимы. Например, английского драматурга Гарольда Пинтера нарекли "Гарри Поттером", а француза Жана-Мари Густава Леклезьо звали "Шатобрианом".
Выбор Шведской академии лауреата литературной премии, как и премии мира, традиционно вызывает наибольшие споры в общественных и экспертных кругах. Уже самый первый лауреат в 1901 г. - французский поэт и эссеист Сюлли-Прюдом - был воспринят крайне неоднозначно. Группа деятелей культуры королевства, во главе с Августом Стриндбергом (в нее входили также писательница Сельма Лагерлёф и художник Андерс Цорн), выступила тогда с открытым письмом протеста против решения Шведской академии, которая, по их мнению, должна была премировать Льва Толстого, как наиболее значимого представителя мировой литературы.