9 февраля 2016, 12:55

"Мосфильм": крупнейшая кинофабрика Европы

85 лет назад состоялось открытие знаменитого киноконцерна России

МОСКВА, 9 февраля. /Корр. ТАСС Мария Токмашева/. Крупнейшая отечественная киностудия "Мосфильм" во вторник отмечает еще один юбилей. Официальное празднование 90-летия киноконцерна прошло в 2014 году – традиционно днем рождения студии является дата выхода на экраны фильма Бориса Михина "На крыльях ввысь" 30 января 1924 года.

Однако огромный студийный комплекс, расположенный в районе хутора Потылиха, начали строить только в 1927 году, а открытие Центральной фабрики "Союзкино", как тогда назывался "Мосфильм", прошло 9 февраля 1931 года. Этот день стал первым рабочим днем огромного количества советских кинематографистов в новых павильонах самой крупной на тот момент киностудии на территории Европы.

О том, как сегодня работает киноконцерн "Мосфильм", – в материале ТАСС.

Костюмы, автомобили и кинопробы

Огромный кинокомплекс, расположенный на Мосфильмовской улице, является одним из символов Москвы и, как и в прежние годы, привлекает на свою территорию не только кинематографистов, но и всех, кто так или иначе интересуется кино. Возле киноконцерна часто можно увидеть очередь из желающих сняться в массовке тех или иных картин и сериалов, а также известных актеров и режиссеров, приезжающих на киностудию работать.

Сегодня "Мосфильм" предлагает кинематографистам полный спектр услуг по созданию фильма. Съемочные группы могут забронировать здесь для работы многочисленные павильоны, монтажные и звуковые студии, взять на прокат операторскую технику, реквизит и костюмы. На киноконцерне работает более 1200 человек, которые предлагают "полный цикл" услуг по созданию фильма. 

На то, чтобы пройти всю территорию "Мосфильма" и заглянуть в каждую студию или цех, понадобится не меньше недели. Кратко с историей самой знаменитой отечественной киностудии можно ознакомиться на специальной экскурсии, которую проводят сотрудники музея "Мосфильма" – его помещение расположено сразу же при входе на территорию киноконцерна. В нескольких залах музея представлены реквизит, костюмы, автомобили и техника, которые использовались на съемках знаменитых картин: "Война и мир" Сергея Бондарчука, "Афоня" Георгия Данелии, "Неуловимые мстители" Эдмонда Кеосаяна, "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова. Эти фильмы принесли "Мосфильму" всемирную известность.

Рабочая история главного отечественного киноконцерна хранится в архиве студии, находящейся практически напротив музея. Архив широкой публике недоступен, но в нем хранятся более интересные экспонаты. Как, например, альбомы с пробами артистов на различные роли. В этих альбомах можно увидеть фото Евгения Евстигнеева в образе царя Ивана Грозного из знаменитой комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" или Владимира Меньшова в образе "Афони".

По словам архивиста Ирины Воронцовой, в архиве "Мосфильма" более 23 тысяч единиц хранения. В нем сохранены все дела работников кинематографических групп, варианты сценариев, календарно-постановочные планы и многая другая документация, обеспечивавшая производство отечественного кинематографа с 1931 года.

Монах, "Экипаж" и Каренина

Сейчас на "Мосфильме" идет работа минимум над тремя большими проектами. В студиях проходит монтажно-тонировочный период фантастической комедии "Монах и бес" Николая Досталя, который уже не впервые работает на "Мосфильме" и считает, что техническая база студии на данный момент является самой большой и современной на территории России.

В обстановке строжайшей секретности на "Мосфильме" также идет озвучивание драмы "Экипаж" Николая Лебедева, фильм выйдет на экраны уже в апреле этого года. Кстати, и свою первую работу – военную драму "Звезда" 2002 года – режиссер Николай Лебедев, известный зрителям по спортивной драме "Легенда №17", снимал именно на "Мосфильме". Однако самая масштабная работа на киностудии ведется над новым фильмом Карена Шахназарова "Анна Каренина", заглавную роль в котором исполняет актриса Елизавета Боярская.

Работа над "Карениной" проходит сразу в нескольких павильонах студии. В первом – самом большом павильоне "Мосфильма" – выстраиваются декорации для бальных сцен. Именно в этом павильоне Сергей Бондарчук когда-то снимал первый бал Наташи Ростовой в исполнении Людмилы Савельевой. По словам художника-постановщика "Анны Карениной" Сергея Февралева, после съемок бала первый павильон "перестроят" в театр.

Историческая Москва и Петербург

Пока в первом павильоне только возводят декорации, в шестом – Шахназаров уже приступил к съемкам сцены, открывающей роман Льва Николаевича Толстого. В павильоне Февралев создал интерьеры домов и ресторанных залов XIX века.

"Самое сложное – примирить свои потребности, потребности оператора, режиссера с действительностью. Карен Георгиевич всегда хочет что-то удивительное. Нас всегда ограничивают размеры павильонов, у них существуют определенные параметры. В общем, обстоятельств много, в мечтах все получается лучше", – говорит Февралев, однако созданные им декорации поражают воображение. 

К сожалению, после съемок эти декорации снесут, на "мосфильмовские" павильоны большая очередь, помещения не могут простаивать без работы. Однако от "Анны Карениной" на "Мосфильме" останутся улицы старого Петербурга, которые возведены на площади за основными зданиями киноконцерна. 

Улицы северной столицы заменили собой площади Москвы, которые в 2003 году возводились для съемок фильма Шахназарова "Всадник по имени Смерть", а затем остались на студии в качестве декорационного комплекса "Старая Москва". Именно на этих улицах снимались "Гибель империи", "Доктор Живаго", "Статский советник" и несколько десятков современных фильмов и сериалов, действие которых проходит еще в царской России. Теперь декорация будет носить название "Москва - Петербург" и в ней кинодеятели современности смогут снимать пейзажи сразу двух главных городов страны.

В течение нескольких лет "Мосфильм" станет еще больше: на территории киноконцерна будет построено еще два съемочных павильона, комплекс для хранения реквизита и костюмов, киноконцертный зал. Главное, чтобы эти площади не пустовали и на крупнейшем в России киностудийном комплексе продолжали сниматься фильмы.