26 февраля 2016, 02:45

Выставка "русских авангардов" от Шагала до Малевича открылась в венской "Альбертине"

Картинная галерея "Альбертина" в Вене. AP Photo/ Hans Punz
Картинная галерея "Альбертина" в Вене

Картины были предоставлены Русским музеем и частными коллекционерами

ВЕНА, 26 февраля. /Корр. ТАСС Михаил Щербаков/. В венской картинной галерее "Альбертина" в четверг вечером открылась уникальная экспозиция русской живописи начала 20-о века. Выставка, картины для которой были предоставлены Русским музеем и частными коллекционерами, названа организаторами "Русские авангарды", что должно отразить многогранность и "совместить несовместимые" художественные движения, зародившиеся в России на заре прошлого столетия.

Директор "Альбертины" Клаус Альбрехт Шрёдер, представляя экспозицию, собравшую полотна Шагала, Кандинского, Малевича, Петрова-Водкина и многих других художников, отметил, что неслучайно на афише "авангард" упоминается в множественном числе. По его словам, единого вектора развития у российских авангардистов не было. Поэтому отсутствует в построении экспозиции и хронология. Есть скорее попытка показать единовременность происходящего и столкновение художественных течений.

Из 130 полотен и рисунков около 100 были предоставлены Государственным русским музеем. "Прошел примерно век с того периода, который можно назвать эпохой русского авангарда. Теперь можно понять, что это не одно направление - каждый из этих художников был и авангардом и лидером и направлением. Они часто были антагонистами, в том числе и в жизни", - сказал директор Русского музея Владимир Гусев. "И Малевич, который провозглашал себя богом, его черный квадрат, который стал символом, солнцем 20-о века, иконой, и Шагал, Кандинский, Лебедев, Гончарова - каждый из них - новое направление, которое зарождалось еще до революции", - отметил он.

Примечательно, продолжил Гусев, что коллекция авангарда Русского музея оказалась наиболее полной и является по сути "самоидентификацией" его представителей. "Они предприняли попытку создать новый музей современного искусства, отбирали картины. Но это было недолго, в 1926 году музей был расформирован, и, к счастью, в основном коллекция была передана в Русский музей, который Малевич назвал кладбищем, саркофагом искусства, - рассказал директор Русского музея. - Коллекция была спасена, а Малевич потом работал в подвалах Михайловского дворца".

Как заметил Гусев, движение русских авангардистов, если и можно объединить, то под определением "романтического утопизма". "Романтического - потому что многие восприняли революцию как событие, несущее только позитивные явления. А утопией была вера в то, что их искусство будет востребовано новым государством", - пояснил он.

Выставка будет идти до 26 июня.