Все новости

Режиссер Бродвея Харольд Принс: зрителя вернут в театры только сюрпризы

"В последнее время я практически не вижу хороших постановок, на многих я просто скучаю, большинство мюзиклов не развивают жанр", - заявил Принс
Харольд Принс Юрий Богомаз
Харольд Принс
© Юрий Богомаз

МОСКВА, 28 марта. /Корр.ТАСС Наталья Баринова/. Единственное, что может вернуть зрителя в театр - это удивление, сюрприз. Такое мнение выразил в понедельник во время круглого стола в Москве самый титулованный режиссер Бродвея Харольд Принс.

Партнерами встречи выступили посольство США, некоммерческая организация "Московский Бродвей", театральная компания "Стейдж Энтертейнмент". Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой был ведущим мероприятия, на котором присутствовали руководители музыкальных театров Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, столичные продюсеры, режиссеры, композиторы и поэты.

О проблемах в индустрии

С именем Харольда Принса связана фактически вся история Бродвея - именно он поставил такие мюзиклы, как "Вестсайдская история", "Кабаре", "Скрипач на крыше", "Эвита", "Призрак Оперы" и еще более 60 спектаклей. Ему принадлежит рекорд: он 21 раз получал высшую театральную премию Бродвея TONY Awards. "Сейчас я замечаю во всем мире спад интереса к мюзиклу, это совершенно нездоровое время для индустрии, - считает режиссер. - Единственное, что вернет зрителя в театр, - это удивление, сюрприз. Нельзя копировать прошлогодний успех, нельзя восстанавливать мюзиклы, нужно постоянно искать что-то новое".

При этом Швыдкой, который также является художественным руководителем Театра мюзикла, возразил, что столичным театрам сложно соревноваться с бродвейскими. "В Москве более двухсот театров, люди не приезжают в Москву, чтобы смотреть мюзикл, они идут в Большой театр, в МХТ имени Чехова, в Вахтанговский, тогда как в Нью-Йорке как минимум 80 процентов туристов обязательно идут на Бродвей", - сказал Швыдкой.

"В последнее время я практически не вижу хороших постановок, на многих я просто скучаю, большинство мюзиклов не развивают жанр, не обучают, не развивают, многие мюзиклы, которые я видел в Европе и Америке, меня разочаровали", - продолжил Принс, добавив, что, к счастью, есть и исключения - как в России, где, к примеру, поставили мюзикл "Преступление и наказание", так и в США. "Надеюсь, что эти исключения смогут зажечь огонь в молодых продюсерах и режиссерах, которые создадут что-то новое", - добавил режиссер.

У Принса спросили, как влияет на его отношение к профессии тот факт, что режиссеры в Америке получают авторские отчисления за показ спектаклей. "Я об этом не думаю, не думаю о своем куске, - сказал Принс. - Я не пошел в театр, чтобы разбогатеть. Форбс подсчитал, что в моей жизни было 66,3 процента успеха, то есть одна треть моей жизни, получается, была провалом".

Режиссер-постановщик многих российских спектаклей, в том числе ледового шоу "Синдбад и принцесса Анна", Алексей Франдетти поинтересовался, как продать "непраздничный мюзикл", затрагивающий серьезные темы. "Я сегодня утром задавался этим вопросом, это ужасная проблема, - ответил Принс. - В нашей стране мы слишком много думаем о продажах. Но я советую не думать о них, важно делать качественный товар. Проще просто создавать мюзиклы, которыми вы сможете гордиться".

"Русский след"

По словам Харольда Принса, он был в России в 1959 году, потом в 1964 и больше не приезжал в РФ. "Можете представить, как глобально поменялась ваша страна", - заметил режиссер. Он вспомнил, что, находясь в Москве в 1960-х годах, очень хотел попасть на Таганку. "Мы слышали о Таганке, о Юрии Любимове, мы попросили для нас с женой два билета, - рассказал Принс. - Мне ответили, что это невозможно, что все билеты проданы, но посол США достал билеты в последнем ряду. Мы смотрели "10 дней, которые потрясли мир". И моя жизнь поменялась тогда навсегда, я понял: о боже, это тот театр, который я мог бы делать, я вернулся в Америку другим человеком".

Во время публичной лекции "Бродвей. Прошлое, настоящее, будущее" для театральных деятелей, студентов и критиков режиссер признался, что в его кабинете всегда стоят книги по русскому театру. А на создание постановки мюзикла "Эвита", которую он считает своей главной гордостью, также косвенно повлиял русский спектакль. "Я увидел фотографию одной сцены из постановки "Ревизор" во МХАТе, - рассказал Принс. - Она меня поразила - все актеры в очень жестких позах сидят за одним маленьким столом, фотография наполнена такой энергией, что я подумал: хочу передать это в "Эвите".

"Русские актеры - они чудесные, с огромной исторической традицией, - считает режиссер. - Я восхищаюсь русским театром, актеры, работающие здесь, обладают прекрасными голосами". Убедиться в этом Принс сможет 29 марта, когда посетит мюзикл "Призрак Оперы" в Московском Дворце молодежи. Он выйдет на сцену, чтобы поздравить артистов и зрителей с 30-летним юбилеем спектакля, после чего проведет репетицию с артистами труппы.