11 апреля 2016, 14:52,
обновлено 11 апреля 2016, 17:10

"Он был актером милостью божьей": коллеги скорбят об Альберте Филозове

Альберт Филозов. Эмиль Матвеев/ ТАСС, архив
Альберт Филозов
"Он выкладывался на 200%, был поглощен своей работой, все время бежал, бежал, никогда не делал поблажек", - рассказала актриса Ирина Алферова

МОСКВА, 11 апреля. /ТАСС/. Народный артист России Альберт Филозов скончался в понедельник на 79-м году жизни. Воспоминания коллег об актере - в материале ТАСС. 

"Он выкладывался на 200%"

Альберт Филозов был актером милостью божьей, человеком, который всегда выкладывался на сцене и на экране на 200%. Такое мнение высказала актриса Ирина Алферова, которая много лет играла с Филозовым в театре "Школа современной пьесы".

Он был актером милостью божьей, когда появлялись интересные пьесы - Альберт Леонидович всегда рвался работать, он питался творчеством. Он был натурой совершенно уходящей, таких больше не будет. Конечно, я счастливый человек, я много работала с ним, он для меня всегда будет живым. Невозможно представить, как театр будет без него, просто невозможно это представить
Ирина Алферова

Алферова добавила, что зрители всегда безоговорочно верили в игру Филозова на сцене. "Он выкладывался на 200%, был поглощен своей работой, все время бежал, бежал, никогда не делал поблажек, а если кто-то играл спустя рукава - очень гневался", - заметила актриса. При этом она считает, что Филозов был недооценен, у него, к сожалению, "не было никаких особых наград, хотя он их заслуживал как никто".

"Альберт Леонидович был верующим человеком, соблюдал пост, - сказала Алферова - В последнее время он болел, мы старались облегчить его нагрузку. Берегли, но не уберегли".

"Как бы играючи"

Альберт Филозов воплощал светлое начало профессии, играючи справляясь с каждой своей ролью, считает композитор, автор-исполнитель Сергей Никитин.

Это настолько для меня неожиданно, что очень сложно оправиться сейчас от этой ужасной новости. Он был большим русским актером, артистом, который лично для меня воплощает светлое начало этой профессии - у него и внешность была такая светлая: пронзительные светлые глаза, которые тебя очаровывали еще до того, как он скажет какие-то слова как актер
Сергей Никитин

Композитор рассказал, что близко познакомился с Филозовым во время работы над телевизионным спектаклем "Пять романсов в старом доме" в Ленинграде.

"Я как раз написал музыку к этому спектаклю, а Алик играл одну из главных ролей. Тогда он впервые исполнял что-то с моей музыкой. Мы провели такие прекрасные два дня в Ленинграде - где-то там бродили, сидели, читатели друг другу стихи: было ощущение такой непередаваемой душевной близости и родства", - поделился он.

Следующий совместной работой Филозова и Никитина стал знаменитый спектакль "А чой-то ты во фраке?" в "Школе современной пьесы". "Этот спектакль идет, по-моему, более 20 лет и по сей день. Вначале Филозов играл жениха-тенора. Алик очень музыкальный, и когда перед ним стояли какие-то технические вокальные задачи, он преодолевал все трудности и даже попросил повысить тональность, чтобы петь более высоким теноровым голосом. А потом он перешел в "папаши", стал играть Чубукова, где требуется низкий голос и совершенно другой характер. Но какой бы сложной ни была роль, она давалась Филозову как бы играючи. Мы будем помнить этого светлого талантливого мастера, и нам будет его очень не хватать", - заключил Никитин.

"Он был жаден к работе"

Филозов был честным артистом, "жадным до работы". Он был одним из идеологов создания театра "Школа современной пьесы", рассказал художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз.

"Альберт Леонидович, кроме того, что он действительно выдающийся артист, и это не надо подтверждать, много раз участвовал в таких спектаклях и таких фильмах, которые были переломными, этапными", - рассказал Райхельгауз.

По его словам, с Филозовым 40 лет назад он сделал "лучший в нашей жизни спектакль" в театре Станиславского - это спектакль "Автопортрет".

"Потом 27 лет тому назад мы вместе с Любовью Полищук и с ним, с Филозовым, придумали театр "Школа современной пьесы". 

То, что я сейчас вспоминаю об Альберте, главное - это его улыбка, его внутренне радостное восприятие жития на этом свете. Это очень редкое явление для актера, для творческого человека. Он никогда не был перевозбужденным или переуглубленным, когда не подойти к актеру, потому что он "творит". Он естественно жил на сцене, в церкви, на гастролях, в комедиях, в драмах, в спектаклях удачных, где он царил, и в спектаклях второстепенных, где он вынужден был присутствовать. Он принимал жизнь, при этом жизнь его была весьма нелегка, как она виделась нам
Сергей Юрский

"Радостное восприятие жития на этом свете"

Альберт Филозов был самобытным артистом, создавшим собственное место на сцене и на экране, которого не было до него и которое никто не займет после его ухода, сказал народный артист России Сергей Юрский.

"Альберт самобытен. Не пришел ни на чье место, не стал продолжателем какой-то линии, которую вели другие актеры. Нет, не было такого места до того, как он пришел туда, он его создал и на экране, и на сцене. Теперь, когда его нет, никто не сможет сказать, что будет пытаться продолжать линию Альберта Филозова. Никто не сможет этого сделать, потому что это невозможно. Он был большим артистом и необыкновенным, абсолютно индивидуальным человеком в отношениях с близкими, с коллегами, с Церковью, с миром, с богом", - сказал Юрский.

То, что я сейчас вспоминаю об Альберте, главное - это его улыбка, его внутренне радостное восприятие жития на этом свете. Это очень редкое явление для актера, для творческого человека. Он никогда не был перевозбужденным или переуглубленным, когда не подойти к актеру, потому что он "творит". Он естественно жил на сцене, в церкви, на гастролях, в комедиях, в драмах, в спектаклях удачных, где он царил, и в спектаклях второстепенных, где он вынужден был присутствовать. Он принимал жизнь, при этом жизнь его была весьма нелегка, как она виделась нам
Сергей Юрский

Юрский и Филозов работали вместе и на съемочных площадках, и в театре "Школа современной пьесы".

"Я проработал там 15 лет, а Альберт был с самого начала и вот теперь уже до этого проклятого сегодняшнего дня, на нем стоял этот театр. И он всегда был связан с музыкой, был необыкновенно музыкален. Либо пел, либо учился играть на каком-нибудь инструменте, например, на саксофоне. Я помню, приходил гримироваться на свой спектакль, и он сразу начинал переживать, мол, "сейчас-сейчас, уйду, вот только этот пассаж попробую доиграть…", - рассказал Юрский.

"Он был честным артистом, поэтому он этим занимался всерьез и с любовью. Он пел и в церковном хоре. И его отношение к этому пению и вообще к христианству, и вообще к Христу, оно было необыкновенным - радостно было наблюдать такую естественную религиозность, которая не входила в конфликт с нашей с ним совершенно безбожной профессией актера", - считает артист.

Юрский признался, что "видимо, существует телепатия в реальности". "Потому что с Альбертом Филозовым мы вообще не виделись, думаю, лет пять, а сегодня с утра я думаю о нем, всплывают в памяти наши встречи. Знаете, все они окрашены теплом. Это необыкновенно теплый человек. Я переполнен одним только чувством сегодня - не горечью, потому что горечь и Филозов несовместимы, а жалостью, что мы за последние пять лет ни разу не виделись. Я знал этого человека, он был мне люб, но мы не сблизились так, как могли бы. И спасибо ему за все, что было", - заключил Юрский.