Дату основания Третьяковской галереи - 22 мая (по новому стилю) 1856 года - вычислили по расписке, которую Павел Третьяков дал художнику Василию Худякову за картину "Стычка с финляндскими контрабандистами". Конечно, это было не первое полотно в его коллекции, однако достоверных данных о более ранних приобретениях не существует. В настоящее время в музее находится 180 000 экспонатов, многие из которых под красочным слоем хранят свои истории и секреты, да и сами здания комплекса полны тайн. ТАСС собрал малоизвестные факты о Третьяковской галерее, ее основателе и картинах.
Тайны старых картин
Будущий основатель Третьяковской галереи был в детстве достаточно замкнутым и предпочитал проводить время за чтением и в походах на Сухаревский рынок, где были развалы со всякой всячиной. Лет в 20 с небольшим он приобрел там порядка десяти картин малоизвестных старых мастеров, но быстро понял, что среди старого искусства легко можно встретить подделку. С тех пор Третьяков решил покупать произведения только современников и предпочтительно у самих художников. Но были и исключения, когда речь шла о мастерах, уже ушедших из жизни.
И тут, бывало, случались непреднамеренные ошибки. Например, Павел Михайлович купил картину "Юный живописец" как работу кисти Антона Лосенко, популярного в свое время художника, отправленного в пенсионерскую поездку во Францию, впоследствии академика и основоположника русской исторической живописи.
Однако еще в конце XIX века некоторые знатоки начали сомневаться в авторстве, и в 1910-х годах ставший попечителем Третьяковской галереи Игорь Грабарь, который проводил масштабные исследования коллекции, составляя первый научный каталог собрания галереи решил подтвердить или опровергнуть эти догадки. Тогда не было такой аппаратуры, как сейчас, и риск был велик: могло статься, что под подписью ничего не обнаружится, а холст будет поврежден. Слой за слоем аккуратно смывалась краска, и возникла другая подпись - J. Firsove. Сомнений в ее подлинности не было - так выяснилось, что "Юного живописца" (1765-1768, ГТГ) написал Иван Фирсов. Кстати, на выставке "Тайны старых картин", которая откроется в музее 31 мая, можно узнать больше о закулисье музейной жизни.
Иногда Павел Третьяков привлекал брата Сергея, который коллекционировал западноевропейское искусство, для покупки работ во избежание конфликтов с некоторыми художниками, ревностно отслеживающими его приобретения. Так в собрание попали, в частности, "Полесовщик" Ивана Крамского и некоторые работы Александра Иванова.
Запретное искусство
Третьяков, будучи человеком широких взглядов и справедливо считая, что для понимания некоторых вещей требуется время, порой покупал искусство, запрещенное цензурой. Таким образом он давал понять художникам, что они могут творить свободно, не опасаясь невостребованности. Среди таких работ в его коллекции - картина "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861, ГТГ) Василия Перова, которую сняли с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, а Третьякову рекомендовали не показывать посетителям. В случае с этой и некоторыми другими картинами он, как законопослушный гражданин выполнял предписания, завешивая картины коленкором.
Однако иногда это имело обратный эффект: и так популярная галерея переполнялась посетителями как только становилось известно о том, что там появилась новая "запрещенная" картина. Так было, например, с полотном "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885, ГТГ)Ильи Репина. Запрет на его демонстрацию, правда, был снят довольно быстро, что не уберегло холст от нападения в 1913 году, и теперь из соображений сохранности картина не покидает музей.
Самой показательной является история с приобретением картин Николая Ге. В этом смысле на Третьякова, который честно признавался, что не понимает его живописи на религиозные сюжеты, воздействовал писатель Лев Толстой. "…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные", - писал он меценату о картине "Что есть истина?". При подготовке выставки Ге в 2011 году были проведены серьезные рентгенографические исследования, и выяснилось, что верхний красочный слой скрывает картину "Милосердие", написанную десятью годами ранее и крайне прохладно встреченную критикой. О ней было известно по воспоминаниям современников художника, однако специалистов ждала еще одна сенсация: на этом холсте остались также следы еще одного произведения, по всей видимости, одного из вариантов "Распятия". Кстати, Третьяков пообещал сыновьям Ге, которые после смерти художника передали в галерею все его значимые работы, построить Музей Ге. Этот проект так и не был осуществлен из-за смерти Павла Михайловича.
Исчезнувший автор
Одна из самых популярных картин в коллекции галереи - "Утро в сосновом лесу" Ивана Шишкина, которая стала всенародно известной благодаря обертке конфет "Мишка косолапый". Как сюжет картины оказался на фантике, неизвестно. Ясно, что это случилось еще до революции, когда фабрика "Эйнемъ" выпускала конфеты в серии "Русские художники и их картины". В советское время изображение дополнилось рекламным слоганом "Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе сберкнижку". Создатели картины ни о каких сберкнижках, естественно, не помышляли, но известно, что гонорар в четыре тысячи рублей был разделен между Шишкиным и художником Константином Савицким, который написал медведицу с медвежатами. Получив в 1889 году картину с двойным авторством, Третьяков был крайне недоволен и самолично стер фамилию Савицкого скипидаром, это до сих пор можно заметить, если внимательно посмотреть на холст в нижнем правом углу.
Возможности упущенные и обретенные
Может показаться, что Третьяков приобретал все, что хотел. Однако это не совсем верно, так как конкуренция на художественном рынке существовала всегда, и за некоторые вещи приходилось серьезно бороться. Так, например, "Христос и грешница" (1888, ГРМ) Василия Поленова у коллекционера увел Александр III, равно как и "Запорожцев" *(1890, ГРМ) Ильи Репина, в то время как Третьяков вел с художниками переговоры о покупке этих картин. Репин сделал для Третьякова авторское повторение картины, которая после перераспределения коллекций в 1930-х годах оказалась в Харьковском художественном музее. Павлу Михайловичу при жизни не досталась картина Василия Перова "Проводы покойника" (1865, ГТГ), которую он очень любил, однако после национализации коллекций она все-таки попала в его галерею из расформированного Румянцевского музея.
Некоторые картины, с которыми сейчас ассоциируется собрание Третьяковской галереи, были приобретены не Павлом Михайловичем. В их числе - "Девочка с персиками" Валентина Серова и "Портрет неизвестной" Ивана Крамского, который он отклонил из-за излишней "красивости".
Дворец дожей на Крымском Валу
Можно сказать, что Третьяковская галерея на Крымском Валу стоит на земле Третьяковых: их владения в Голутвине простирались до самой Москвы-реки. Это здание, которое музей делит с Центральным домом художника, было построено в 1960-70-х годах по проекту Николая Сукояна и Юрия Шевердяева. Его пропорции повторяют пропорции венецианского Дворца дожей, и не удивительно, что главный вход архитекторы запланировали со стороны реки. Однако долгое время он оставался невостребованным. В прошлом году музей решил восстановить исторический замысел - в течение теплого времени года во внутреннем дворе проходили различные мероприятия, в этом году их обещают еще больше.
Уже почти не вспоминают, что 10 лет назад всерьез обсуждались планы по сносу этого здания, чему не суждено было осуществиться, и теперь Третьяковская галерея намерена серьезно отремонтировать свои помещения и пересмотреть организацию экспозиции с шедеврами русского искусства ХХ века. Некоторые преобразования видно уже сейчас: в холле и экспозиции изменилась навигация, появились информационные таблички на нескольких языках, в том числе китайском, кафе и сувенирный магазин. Пройдя от галереи через "Музеон" к храму Святителя Николая Мирликийского в Голутвине, рядом с ним можно увидеть с виду неприметный дом, где родились братья Павел и Сергей Михайловичи Третьяковы. В скором времени, после реставрации, он станет публичным.
Окна с секретом
Семья Третьяковых переехала в дом в Толмачах в 1851 году, и со временем, по мере увеличения коллекции, он прирастал дополнительными пристройками. В итоге всего их оказалось пять, и сейчас здания скрыты за похожим на русский терем фасадом, который был разработан художником Виктором Васнецовым и давно стал символом музея. Таким образом, находясь в некоторых помещениях музея (вестибюли, залы 1, 3-7), можно и сейчас оказаться в доме Павла Михайловича, а на главной лестнице увидеть силуэт тройного окна. В течение ХХ века музейный комплекс в Лаврушинском переулке активно развивался и реконструировался, сейчас там полным ходом идет строительство нового корпуса, обращенного к Кремлю. Архитектурное бюро SPEECH формой и размером окон обыграло шпалерную развеску картин в галерее Третьякова: разного размера, они укрывали стены в несколько рядов и располагались и горизонтально, и вертикально.
Благодарим за помощь в подготовке материала Ученого секретаря Государственной Третьяковской галереи, автора книги "Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века" Татьяну Юденкову.
Над материалом работали Светлана Янкина, Евгений Вагин, Илона Грибовская