САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 октября. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Как рассказал Игорь Масленников на встрече со зрителями накануне своего дня рождения, он и сейчас готов подписаться под каждым из трех десятков своих фильмов, созданных почти за полвека.
"Мне довелось учиться на Высших режиссерских курсах в мастерской Григория Михайловича Козинцева, — рассказал Масленников. — Он не учил нас ремеслу, для этого были другие педагоги, он нас воспитывал, делал из нас честных художников. Ему принадлежит фраза, которую я повторяю в своих книжках: "Кино — это поступок". Каждый фильм — это ваш поступок, который на всю жизнь приковывает вас к своему месту. Даже если это коротенькая картинка, короткометражка, учебный фильм — это сопровождает вас всю жизнь".
"И мне ни за одну картину не стыдно, — продолжил режиссер. — Вот говорят, что в советское время делали все время заказуху, что существовал идеологический пресс. Чепуха! У меня нет ни одного фильма, под которым бы я сегодня не подписался, потому что я всегда делал то, что хотел. Я не нанимался никому никогда ни на что. Этому научил нас Козинцев. К сожалению, не все так живут. Некоторые живут на заказухах. Но заказухи приходят и уходят. А настоящее искусство остается".
Жизнь в профессии
Игорь Масленников вошел в кинопрофессию зрелым человеком. Он учился на журналиста на филфаке Ленинградского университета, работал на телевидении, где как редактор и сценограф участвовал в постановках Георгия Товстоногова. Его первой пробой сил на "Ленфильме" была короткометражка "Кузя и Маргарита", которая переросла в 1957 году в первый короткометражный фильм "Личная жизнь Кузяева Валентина".
"Мы сняли эту картину, и она очень активно и хорошо прошла по прокату, — вспоминает Игорь Масленников. — Была там песня, которую написал Саша Колкер на стихи Кима Рыжова. Пела ее Маша Пахоменко: "Хочешь миллион?" — "Нет". — "Хочешь на луну?" — "Да!" Эта песня вдруг стала своего рода молодежным гимном. Я помню, был съезд комсомола в Кремлевском дворце, там Иосиф Кобзон пел эту песню. Несмотря на то, что она была ироническая, весь огромный кремлевский зал отзывался на нее: "Хочешь миллион?" — "Нет". — "Хочешь на луну?" — "Да!" Вся эта история доставила мне большое удовольствие, хотя в журнале "Огонек" фильм назвали клеветническим. Вот так я оказался в кинематографе".
Ветеран с удовольствием вспоминает те далекие времена, когда "Мосфильм" ежегодно выпускал 100 картин, "Ленфильм" — 50, Студия имени Горького — 40, а всего в Советском Союзе в среднем каждый день выходило по одному фильму. В стране было 330 тыс. киноустановок. И кино финансировалось государством.
"Теперь этого ничего нет, потому что всем этим владеют американцы. Каждый год 9 млрд долларов уходит из нашего проката в Голливуд, — с горечью говорит режиссер. — В каждой американской компании теперь есть такая приставочка "интертеймент", что в переводе означает "развлекуха". И молодежь нашу приучают к развлекухе — монстрам, инопланетянам, всякой ерунде, которая морочит голову и совершенно не занимается тем, чем должно заниматься искусство. А именно — воспитанием души. Вот этого теперь нету. Теперь это все ушло в гаджеты. А это слово уже само о себе говорит — "гад же ты!". Теперь все думаем о деньгах. Вот у меня есть проект, но не можем его начать. Нет денег, и все ломают голову: а вернутся ли деньги?"
"Приключения Шерлока Холмса" — фильм для детей
Как признался Игорь Масленников, своей главной аудиторией он всю жизнь считал детей и женщин. "Никогда я не увлекался никакими драками, ни стрельбой, мне это абсолютно неинтересно. Мне всегда была интересна женская судьба. И это можно увидеть не только в "Зимней вишне", но и в фильме "Ярославна, королева Франции". С удовольствием делал я и детские фильмы. Их было много — "Завтра, третьего апреля...", "Филипп Траум" по Марку Твену, "Тимур и его коммандос", те же "Гонщики". Да и "Приключения Шерлока Холмса" — это тоже для детей", — признался режиссер. Увидев, что зрители приняли это за шутку, он добавил: "Уверяю вас, что это для детей. Когда взрослые это смотрят, в них просыпается детство. Реально это тоже как бы байка забавная, причем совершенно без крови, без пыток, ужасов, стрельбы. Это тоже для детской аудитории — такая щадящая детективщина".
Никогда я не увлекался никакими драками, ни стрельбой, мне это абсолютно неинтересно. Мне всегда была интересна женская судьба. И это можно увидеть не только в "Зимней вишне", но и в фильме "Ярославна, королева Франции". С удовольствием делал я и детские фильмы. Их было много — "Завтра, третьего апреля...", "Филипп Траум" по Марку Твену, "Тимур и его коммандос", те же "Гонщики". Да и "Приключения Шерлока Холмса" — это тоже для детей"
На вопрос, как постановщику удалось так достоверно представить атмосферу Лондона в сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, ни разу не побывав в британской столице, Масленников вспомнил об одном нереализованном замысле, который и стал его ответом.
"Был у нас с замечательным петербургским писателем Валерием Поповым такой проект — "Похищение Европы". Мы придумали, что можно сесть в пароход, обогнуть на нем всю Европу и показать в этом фильме все крупные места. А потом вдруг выясняется, что этот пароход никуда не уплывал, что все это снято у нас, здесь, в Ленинграде. Идея роскошная. Только мы ее, к сожалению, не смогли реализовать. Но в принципе это вполне возможно. Петербург — универсально европейский город, замечательный совершенно. Если его любишь, в нем можно работать сколько угодно и снимать какие угодно места", — убежден Игорь Федорович.
Самая трудная профессия
Вспоминая о фильме "Завтра, третьего апреля...", Игорь Масленников рассказывает, что его ассистенты отсмотрели всех шестиклассников Ленинграда, которых оказалось около 6 тыс. человек.
"Отобрали сначала человек 200, потом я уже с ними знакомился. Мы искали не просто детей, которые сыграют эти роли, а детей, которые не могут не сыграть эти роли, — объясняет Масленников особенность выбора. — Я совершенно отвергал детей из театральных студий, которые сразу начинали кого-то изображать, лицедействовать. Мне нужны были абсолютно органичные, естественные ребята. И в конце концов у нас образовался этот класс. Это все были ребята 12-летнего возраста". Кто-то из этого кинокласса стал актером. Коля Орлов работал у "Лицедеев", а Наташа Данилова, ныне народная артистка России, работала в БДТ. Что же касается Кости Райкина, играющего в фильме хулигана, то его, как утверждает Масленников, он нашел по картотеке "Ленфильма". "Но я его позвал не потому, что он Райкин, а потому, что у него вид такой бандитский, хулиганистый, он у нас в фильме страшила". Нынешнего мэтра театральной сцены народного артиста России Константина Райкина в фильме, честно говоря, узнаешь с большим трудом.
На занятиях во ВГИКе и Санкт-Петербургском университете кино и телевидения профессор Масленников любит задавать студентам, казалось бы, очень простые вопросы. Ну, например, такой: "Что должен получить человек, который будет художником, от Господа Бога или от родителей?" Художник — умение видеть. Музыкант — слух. Ну а режиссер?
Общаясь с вновь принятыми первокурсниками, я спрашиваю у них: "Вам нравятся экзамены?" Все кричат: "Нет, не нравятся". — "Так вот, имейте в виду, что вы выбрали самую трудную профессию, в которой будете всю жизнь, до гробовой доски сдавать экзамены"
"Важнейшее чувство — умение увидеть фальшь, ложь, подмену, притворство, — убежден Игорь Федорович. — Как говорил Станиславский: "Не верю!" Вот главная фраза, которой должен быть вооружен режиссер. И только когда накапливается это качество, тогда и получается хорошее искусство, хорошее кино, хороший театральный спектакль".
К новой работе мастер, по его словам, приступает "каждый раз — как будто в первый раз". И это естественно, потому что каждый раз "входишь в новую воду".
"Общаясь с вновь принятыми первокурсниками, я спрашиваю у них: "Вам нравятся экзамены?" Все кричат: "Нет, не нравятся". — "Так вот, имейте в виду, что вы выбрали самую трудную профессию, в которой будете всю жизнь, до гробовой доски сдавать экзамены".
По такому принципу и живет этот мастер, лауреат Государственной премии России "За личный вклад в развитие отечественного телевизионного кино", кавалер орденов Почета и "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Не меньше, чем зрительским интересом, он дорожит любовью своих учеников, для которых фильмы, как он надеется, тоже станут поступками.