Бюсты "битлов" работы скульптора из России появятся в музее The Beatles в Ливерпуле
Деревянные изображения "ливерпульской четверки" будут установлены в зале, в котором воспроизведены атмосфера клуба "Каверн"
ЛИВЕРПУЛЬ, 2 ноября. /Спец. корр. ТАСС Илья Дмитрячев/. Скульптурные изображения участников группы The Beatles, воплощенные российским скульптором Леонтием Усовым в сибирском кедре, появятся в самом известном в мире музее, посвященном творчеству "ливерпульской четверки". Об этом в интервью ТАСС рассказал Дейв Мильнер, руководитель отдела маркетинга действующего в Ливерпуле музея The Beatles Story.
"22 ноября мы устраиваем специальное событие - в дар музею будут переданы деревянные бюсты участников группы работы российского скульптора. Они будут установлены в зале, в котором воспроизведена атмосфера знаменитого клуба "Каверн", - рассказал Мильнер. Клуб в центре Ливерпуля, просуществовавший с 1957 по 1973 год, известен среди поклонников The Beatles тем, что именно здесь коллектив в 1961 году дал свой первый концерт в Великобритании, а в общей сложности выступил 292 раза.
Помимо представления битловских бюстов лично скульптором Усовым будет показан 20-минутный фильм "Рождение "Битлз" в Сибири", а музыканты из Томска исполнят четыре песни группы на русском языке.
По следам "битлов"
В самом Ливерпуле отношение к "четверке" смешанное - многие жители портового города так и не смогли простить Джону Леннону, Полу Маккартни, Джорджу Харрисону и Ринго Старру того, что, став знаменитыми, они навсегда покинули родной город.
С другой же стороны, наследие "битлов" и спустя 46 лет с момента распада коллектива приносит городу солидную выгоду. Согласно докладу, подготовленному по заказу мэрии, в 2014 году доход от использования имени The Beatles принес городской экономике £81,9 млн ($128,6 млн по курсу на тот момент), обеспечив более 2,3 тыс. рабочих мест. Расположенные Мэттью-стрит, где находился клуб "Каверн" и где по сей день стоит паб "Грейпс", бары "Джон Леннон", "Резиновая душа" и "Сержант Пеппер", новый клуб "Каверн" и одноименный паб, забиты до отказа, а около статуи Леннона идет непрерывное фотографирование.
Неудивительно, что основанный 26 лет назад музей быстро занял свою нишу. Расположенный в подвальной части Альберт-дока в зданиях, ранее принадлежавших ливерпульскому порту, этот музей считается одной из главных достопримечательностей английского северо-западного города. "Наш музей был открыт в 1990 году, и за последние годы число его посетителей вышло на рекордный уровень - в год посмотреть на экспозицию приходят около 250 тыс. человек, а 77% из них - иностранные туристы, прежде всего из США, Китая, Бразилии, Аргентины, европейских стран", - сообщил Мильнер.
История шаг за шагом
Наполненные редкими фотографиями и артефактами залы музея расположены в строгой хронологической последовательности, показывающей в деталях звездный путь коллектива, создавшего за неполных восемь лет звукозаписи 22 сингла, 10 альбомов и более 200 песен. Все начинается с зала со школьными дневниками и первыми гитарами будущих музыкантов, гамбургского этапа юных исполнителей, где за десятки часов выступлений они значительно отточили свое мастерство. Отдельные помещения отведены истории менеджера группы Брайна Эпстайна, звукозаписывающей студии "Эбби роуд", первому американскому турне коллектива.
Подробно рассказывается история появления явления "битломания"- на нескольких экранах синхронно орут молодые фанатки группы, одна девушка падает в обморок, вторую урезонивают полицейские, третью увозят на носилках. Целый зал стилистически сделан под желтую подводную лодку наподобие мультфильма, снятого на тему одноименной песни ("Yellow Submarine") из альбома 1966 года Revolver ("Револьвер").
В следующем зале подробно рассказывается о распаде группы, вызвавшем настоящее потрясение среди миллионов поклонников "ливерпульской четверки". Завершается экспозиция рассказом о дальнейшей творческой судьбе участников коллектива, официально прекратившего существование в 1970 году.
Очки и фортепьяно Леннона
"Около 30% экспонатов принадлежат музею, например, знаменитые круглые очки Леннона. Остальные 70% предоставлены частными коллекционерами со всего мира, скажем, пианино Леннона. Этот инструмент, на котором он играл в день своего убийства 8 декабря 1980 года, передан нам на три года", - рассказал Мильнер. "Мы не платим за использование вещей, но обеспечиваем страховку. Для коллекционеров такое сотрудничество очень интересно, так как потом стоимость этих вещей возрастает, да и к тому же многие считают, что безопаснее иметь эти вещи в музее, нежели у себя дома", - добавил он.
Мильнер рассказал, что такая форма сотрудничества с коллекционерами позволяет постоянно делать экспозицию все более интересной. Он также признал, что у музея просто нет возможности покупать все экспонаты, так как цены на них достигают невиданных высот. "В декабре прошлого года на аукционе в США барабанная установка Ринго Старра была продана за $2,2 млн. У нас нет столько денег, чтобы конкурировать на этом рынке", - сообщил Мильнер. Он также добавил, что экспонатов от коллекционеров из России в музее нет.
"Back in the U.S.S.R."
Тем временем число "битломанов" из России, добирающихся до музея, падает год от года. По информации Мильнера, если в 2013 году экспозицию посетили 5 тыс. туристов из России, то в 2014 году их было уже 3 тысячи, а в 2015 - 2 тысячи. Впрочем, в музее, надеются на лучшее и верят в то, что тенденция последних лет все же изменится. Тем более, что теперь среди экспонатов впервые появится что-то хоть каким-то образом связанное с Россией кроме плакатов и значков с названием одного из хитов The Beatles - "Back in the U.S.S.R."
"Ливерпульская четверка" никогда не выступала в Советском Союзе, хотя среди ее многочисленных поклонников в СССР существовали рассказываемые с убеждением истории, что битлы-таки долетели до Москвы. Правда, их якобы туда не пустили, они сыграли концерт прямо в аэропорту и вернулись восвояси.
Но, несмотря на эти и другие версии, зачастую выглядящие довольно фантастично, факт остается фактом - у The Beatles есть песня о СССР. "Back in the U.S.S.R." стала первой на альбоме The Beatles, получившем за свою белую обложку без каких-либо рисунков или картинок название The White Album. Он вышел в свет 22 ноября 1968 года, и именно эта дата выбрана для установки в музее деревянных бюстов Леннона, Маккартни, Харрисона и Старра.