Владимир Хотиненко: нужно рискнуть и устроить в России Год кинодебютов
Российский кинорежиссер и сценарист, которому 20 января исполняется 65 лет, в интервью ТАСС рассказал о состоянии современного кинематографа и работе над новым телефильмом
Создатель фильмов "Мусульманин", "72 метра" и "Поп" народный артист России Владимир Хотиненко отмечает в пятницу свое 65-летие. В интервью ТАСС режиссер рассказал о работе над новым телефильмом, где одну из главных ролей играет Федор Бондарчук, а также оценил состояние современного кинематографа и предложил провести в России Год кинодебютов.
— Владимир Иванович, как вы будете отмечать юбилейный день рождения?
— Знаете, я к круглым датам отношусь очень спокойно. Я ни разу в жизни ни один свой юбилей не отмечал помпезно. Всегда старались с женой уехать куда-нибудь подальше от Москвы. В этот раз не получится: очень много работы, не могу себе это позволить. Но думаю только о том, чтобы этот юбилей прошел как можно быстрее и максимально безболезненно. Очень не люблю всю эту канитель. Конечно, посидим с друзьями, поговорим, но не более того.
— Вы говорите, что очень много работы. А что именно сейчас делаете?
— Готовлюсь к съемкам игрового восьмисерийного телефильма, рабочее название — "Меморандум Парвуса". Планирую завершить его к столетнему юбилею Октябрьской революции. Не очень люблю рассказывать заранее, в двух словах — в центре сюжета будет прибытие поезда, который привез на Финляндский вокзал Владимира Ильича Ленина. История и предыстория.
Мне давно хотелось высказаться именно на тему Октябрьской революции, по сути, моя картина "Гибель империи" была о том же. Но сейчас такой повод, такая дата... Когда телеканал "Россия" предложил мне сделать фильм, я согласился.
Мы все знаем, что закончилась революция, но не знаем, с чего все начиналось. А в моем фильме будет живой Ленин: просто человек, а не памятник
— То есть это фильм про Ленина?
— Не только. В картине появится одна малоизвестная фигура. Его псевдоним — Парвус. Это очень интересный персонаж, политический авантюрист с замечательным образованием, журналист. Он принимал немаловажное участие в истории. Надеюсь, эту роль сыграет Федя Бондарчук. Кто перевоплотится в Ленина, я пока не рассказываю. Начнем снимать совсем скоро — 6 февраля, тогда все и озвучу.
Так что вы сами понимаете — сейчас не до празднований юбилея, надо работать, работать, работать. Дай Бог, успеем к столетию революции. Это будет сложная картина во всех смыслах — минное поле. На эти события у нас в обществе, да и в истории, есть диаметрально противоположные взгляды. И мне это чрезвычайно интересно.
— Не боитесь, что может повториться история, которая случилась с фильмом Алексея Учителя "Матильда" про Николая ll? Картина еще не вышла, а уже вызвала споры и неприятие у некоторых представителей общественности...
— Я ничего такого не боюсь. Я привык отвечать за свои поступки. Думаю, что справимся. И потом мы не снимаем исторические хроники, это игровое кино. Пока ничего не нужно особенного выдумывать, чтобы создать образ Ленина, все есть в документах.
При этом мы все знаем, что закончилась революция, но не знаем, с чего все начиналось. А в моем фильме будет живой Ленин: просто человек, а не памятник. Мы опираемся на факты, но все равно это будет художественный портрет, наша, моя точка зрения на Ленина, на то время.
Такие фильмы — это всегда вопрос личной ответственности художника, я ее не боюсь. При этом у нас будут и вымышленные персонажи, будет люфт для вымысла. Надеюсь, что после выхода фильма будут и споры. Это плохое кино, если все гладко.
— А что по поводу еще одного вашего проекта — фильма "Тверже камня" про молодого человека, которого Петр I отправил на обучение в Европу?
— Над ним я не работаю, да и не планировал. Это была моя давняя задумка, проект находился даже не на предварительной стадии, а просто на уровне обсуждений. Поговорили и разошлись. Такая незамысловатая история получилась, никакой реальной основы под ней нет.
— Вы уже два года ведете режиссерскую мастерскую в Киноакадемии Никиты Михалкова. Какие ощущения?
— Летом выпустил первых своих слушателей, пять режиссеров. Работать с ними было очень любопытно, это же не студенты, а люди с высшим профильным образованием, которые в академии шлифуют свой талант. Большинство из них приходят к нам уже с собственными проектами. Мы следим за ними и после выпуска, не бросаем, академия старается во всем помогать.
Сейчас у нас выпускают около ста фильмов, а сколько в прокат попадает? Единицы. Пока настоящей киноиндустрии у нас нет. Почему бы не рискнуть и не потратиться на то, чтобы получить реальную картину?
К примеру, помогают в новых проектах, в подаче заявок в Министерство культуры РФ. Киноакадемия существует лишь два года, пока опыт у нас небольшой, но все идет хорошо. Но это долгий процесс, мы лишь посадили первые семена, надо еще вырастить из них дерево.
— Андрей Кончаловский говорит, что у российского кинематографа сейчас счастливая пора — много приходит молодых, много свежих идей. Вы согласны?
— Слава Богу, в этом году было много хороших дебютов. Много, но все равно недостаточно. Нужно предоставить молодым шанс, и тогда, возможно, в России возникнет "новая волна". Нужно рискнуть и устроить в России Год кинодебютов.
Пока, наверное, это не очень реально, но это было бы полезно, мы бы увидели реальную картину мира. А какие тут потери? Сейчас у нас выпускают около ста фильмов, а сколько в прокат попадает? Единицы. Пока настоящей киноиндустрии у нас нет. Почему бы не рискнуть и не потратиться на то, чтобы получить реальную картину?
— Владимир Иванович, у вас есть абсолютно зрительские картины и есть фильмы, которые хорошо принимали критики. Какие ленты ближе именно вам?
— Все мои фильмы прежде всего про Россию. Я так или иначе рисую портреты страны, как бы пафосно это ни прозвучало. О критиках я мало думаю, но точно снимаю не только для себя. Для себя я бы мог просто посидеть, представить, и все. Хочу, чтобы то кино, которое я снимаю, как-то соединяло людей, а не наоборот.
Беседовала Наталья Баринова