4 марта 2017, 04:47

Оркестр Юрия Темирканова выступает в Нью-Йорке

Главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии Юрий Темирканов. Петр Ковалев/ ТАСС
Главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии Юрий Темирканов

Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии представит свою программу в Carnegie Hall

НЬЮ-ЙОРК, 4 марта. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Самое прекрасное в работе дирижера - участвовать в процессе создания музыки и вовлекать в него оркестр. Об этом рассказал в интервью ТАСС главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии Юрий Темирканов. 4 марта старейший оркестр России под руководством маэстро выступит с концертом в нью-йоркском Carnegie Hall, который пройдет в рамках ежегодного фестиваля "Вишневый сад".

Мечтаю - многое успеть

Тридцать лет, на протяжении которых Юрий Темирканов руководит оркестром Санкт-Петербургской филармонии, он не устает получать удовольствие от работы. "Самое прекрасное в работе дирижера, что, стоя перед оркестром, ты напрямую общаешься с музыкой, участвуешь в ней, - сказал он. - Однако самое трудное - это вовлечь сотню музыкантов вместе участвовать в рождении музыки, а не только производить звуки".

Несмотря на большой успех, который сопровождает оркестр как на родине, так и в гастролях по миру, маэстро довольно критически относится к своему труду и выступлениям. "Самое опасное для артиста - быть довольным собой", - говорит Темирканов. В 1988 году он получил оркестр в очень сложное время - для страны, экономики, культуры, музыкантов, и тогда была большая опасность, что коллектив не удастся сохранить, не получится пронести дух старейшего музыкального коллектива в новое время. "За прошедшие годы оркестр стал более гибким, но в то же время он сохранил свое традиционное звучание", - с гордостью подчеркивает маэстро.

"Работать с одним коллективом много лет проще, - признает он. - Сейчас мы друг друга хорошо понимаем - и музыкально, и по-человечески".

В следующем году маэстро отмечает свое 80-летие. "Конечно, как любой человек за последние десятилетия я изменился, и это естественно", - говорит музыкант. "Я всегда старался учиться не на чужих ошибках, а на своих, - отметил он. - А вот оркестр научил меня терпению".

Темирканов пользуется огромной популярностью как в России, так и за рубежом, его постоянно приглашают сотрудничать главные мировые сцены и ведущие оркестры. Однако маэстро не устает мечтать. "Всегда существуют неисполненные желания, - говорит он. - О чем мечтать? Мечтаю, чтобы хватило времени претворить в жизнь что-то еще".

Любые гастроли - это представление России за рубежом

"Несмотря на то, что культура напрямую не соотносится с политикой, - говорит он, - в каждой стране мы представляем Россию". Поэтому и репертуар для концерта подбирается тщательным образом. Сегодня в Карнеги-холле музыканты старейшего российского оркестра представят концерт для фортепиано Иоганнеса Брамса, а также одно из наиболее популярных произведений Дмитрия Шостаковича - Пятую симфонию. Впервые и сразу с триумфом она была исполнена в 1937 году именно Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского, который руководил им на протяжении полувека.

Темирканов не повторяет успех предыдущих дирижеров и композиторов, но каждый раз рождает новую музыку по прежним партитурам.

По его словам, "для музыки огромное значение имеет акустика". "Есть так называемые "намоленые" залы, в которых выступать лучше всего, - пояснил он. - Среди них, конечно, Карнеги-холл. Многие залы имеют большую и богатую историю. Но кроме акустики, красота таких залов, в том числе в Италии, Вене или в Санкт-Петербургской филармонии, создает для музыкантов и слушателей особую атмосферу, воссоздать которую специальным образом невозможно".

Разрушение традиционной системы образования - безвозвратная потеря для культуры

В последние годы власти ряда российских городов заявили о необходимости реорганизации системы специального школьного образования. В их планах - укрупнение и объединение музыкальных, художественных школ, учреждений дополнительного образования. Юрий Темирканов с большим опасением относится к подобным проектам.

По его словам, "специальные школы искусства делают, по истине, святое дело". "И реорганизация школ не помогает, а разрушает музыкальное образование, - посетовал маэстро. - Если разрушить традиционную систему образования и воспитания в школах, то это будет, действительно, безвозвратной потерей".

Маэстро не считает, что классическая музыка претерпевает революционные перемены и ей необходимо меняться, приспосабливаясь под современные темпы. "Настоящая культура сохранила себя именно потому, что что она никогда не подстраивалась под вкусы молодых людей, - считает он. - Я уверен, что и через сто лет залы будут полными, так как духовность - это самая важная составляющая жизни здорового общества". 

Теги:
Россия