Все новости

МАМТ в один вечер представит две оперные премьеры в постановке Римаса Туминаса

Худрук Театра имени Вахтангова представит "Царя Эдипа" и "Замок герцога Синяя Борода"

МОСКВА, 13 марта. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) в один вечер представит сразу две оперные премьеры в постановке известного режиссера, художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса. Это будут знаменитые сочинения первой половины ХХ века - оратория Игоря Стравинского "Царь Эдип" и одноактная опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода".

"Премьерные показы объявлены на 16, 17, 18 и 19 марта", - сообщила ТАСС пресс-атташе МАМТ Ирина Горбунова, добавив, что сегодня состоится презентация и генеральная репетиция проекта.

Исполнители проекта

Ранее в интервью ТАСС Римас Туминас рассказал, что много лет назад впервые поставил трагедию Софокла "Царь Эдип" на сцене своего Малого драматического театра в Вильнюсе, которым руководит до сих пор. А совсем недавно - в прошлом сезоне - осуществил одноименный проект, задействовав в нем артистов возглавляемого им Театра имени Вахтангова и актеров Национального театра Греции. Премьера двуязычной постановки состоялась минувшим летом в древнейшем действующем амфитеатре Греции - в Эпидавре, затем спектакль был показан в Афинах, Москве и Санкт- Петербурге и повсюду имел грандиозный успех.

"Царь Эдип" меня не отпускает", - поделился тогда с ТАСС Туминас, сообщив, что снова обратился к античной трагедии, правда, ставит спектакль уже на музыкальной сцене - в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. От каких- либо подробностей режиссер воздержался. "Я суеверен, ничего не хочу говорить заранее", - сказал Туминас.

Пока о проекте известно лишь то, что в нем объединились оратория Игоря Стравинского "Царь Эдип" и одноактная опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода". По словам Туминаса, эти произведения созвучны по музыке и теме, "их роднит человеческая страсть к постижению истины и самого себя, к познанию невозможного".

Режиссером выступает Римас Туминас, пригласивший в качестве соавторов постановки своих постоянных партнеров - сценографа Адомаса Яцовскиса и хореографа Анжелику Холину. Художник по костюмам - Мария Данилова, художник по свету - Дамир Исмаилов. Музыкальным руководителем постановки стал главный дирижер МАМТ Феликс Коробов.

Античный миф об Эдипе и старинное предание о герцоге Синяя Борода пойдут в один вечер на Основной сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича- Данченко. Вокальные партии репетируют: Валерий Микицкий, Евгений Либерман, Лариса Андреева, Наталья Зимина, Денис Макаров, Роман Улыбин и другие солисты оперной труппы МАМТ. В спектакле также заняты артисты Театра имени Вахтангова - Сергей Епишев и Виталийс Семеновс.

Об оратории "Царь Эдип"

Оратория "Царь Эдип" была написана Игорем Стравинским в 1927 году. Для создания либретто композитор обратился к известному драматургу Жану Кокто. Совместными усилиями получился жесткий конспект трагедии Софокла, сохранивший мощь и величие античных образов.

"Я датирую начало работы над "Царем Эдипом" сентябрем 1925 года", - констатировал Стравинский. При этом композитор отмечал, что "по меньшей мере за пять лет до того почувствовал потребность в сочинении драматического произведения крупного масштаба".

Решение сочинить произведение по трагедии Софокла композитор объяснял тем, что ему "нужен был сюжет общечеловеческий или, по меньшей мере, настолько известный, чтобы он не нуждался в подробном изложении". "Я хотел оставить пьесу как таковую на заднем плане, думая, таким образом извлечь ее драматическую сущность и освободить себя, чтобы в большей степени сосредоточиться на чисто музыкальной драматизации", - писал о своем "Царе Эдипе" Стравинский.

Другой известный композитор ХХ века Арнольд Шенберг так отзывался об этой оратории: "Здесь все навыворот: необычный театр, необычная постановка, необычная развязка, необычное вокальное письмо, необычная вертикаль, необычный контрапункт, необычная инструментовка..."

Об опере "Замок герцога Синяя Борода"

В 1901 году известный французский драматург Морис Метерлинк пишет пьесу "Ариана и Синяя Борода". В 1910 году венгерский поэт Бела Балаж создает одноактную драму- мистерию "Замок герцога Синяя Борода" по мотивам произведения Метерлинка. Текст пьесы являлся одновременно и готовым оперным либретто для композитора Золтана Кодаи, современника Белы Бартока.

Однако во время чтения Барток настолько увлекся замыслом написать на это либретто оперу, что Балаж отдал текст ему. Опера была написана Бартоком в 1911 году, однако постановка осуществилась лишь через 7 лет. Премьера прошла в Венгерской национальной опере 24 мая 1918 года и имела большой успех.

Оценивая оперу "Замок герцога Синяя Борода", автор либретто Бела Балаж написал: "Мне хотелось воплотить на сцене драматический дух секейских народных баллад. Я стремился соединить современное содержание с простейшими формами народной песни. Я хотел того же, что и Барток. В те молодые годы мы шли вместе. Мы оба были уверены, что подлинное обновление искусства может быть достигнуто только через освоение старого, исконного...".

Теги