Все новости

Русские сказки по версии Disney: фильм "Последний богатырь"

ТАСС рассказывает про семейный блокбастер от режиссера Дмитрия Дьяченко
Кадр из фильма "Последний богатырь" Filmpro.ru
Кадр из фильма "Последний богатырь"
© Filmpro.ru

26 октября в широкий прокат выходит приключенческий фильм режиссера Дмитрия Дьяченко "Последний богатырь" совместного производства студий Disney и Yellow, Black and White, снятый при поддержке Фонда кино. По словам создателей, картина удивит зрителей современным прочтением знакомых с детства сказок, выполненным по голливудским стандартам.

Главный герой фильма — обычный парень Иван, зарабатывающий на жизнь, изображая мага на экране телевизора. По воле случая он переносится из современной Москвы в сказочное Белогорье.

Этот мир населен героями русских сказок, а волшебство в нем настоящее. Иван окажется в центре конфликта светлых и темных сил, а помогут ему на этом пути классические фольклорные персонажи — Баба-яга, Кощей Бессмертный, Водяной и красавица Василиса.

Подобно своему главному герою, балансирующему между двумя мирами, фильм достаточно успешно идет по грани между массовым коммерческим проектом и уютной сказочной историей. Диснеевский почерк легко узнается в любом продукте студии — это крепкие проекты для самого широкого круга зрителей, не теряющие художественную составляющую.

Подобные высокобюджетные проекты для всей семьи очень нужны российскому рынку, на котором фильмы отечественного производства представлены либо малобюджетными драмами с упором на сюжет, либо громкими проектами с легким наполнением.

Сюжет фильма выигрывает от неожиданного позиционирования знакомых, ставших уже архетипичными, персонажей русских народных сказок. Герои не стеснены привычными рамками добра и зла, их поступки похожи на решения реальных людей, что, несомненно, сближает их со зрителем. Обрывки знакомых сказок легко смешиваются на экране в новую историю.

Однако именно в сюжете лежит одновременно и самая большая проблема фильма. Достаточно нетривиальные версии классических персонажей заключены в жесткие рамки повествования. В результате сценарий проходит необходимое трехактовое развитие зачастую насильно, в то время как герои к этому еще не готовы. Не всегда отчетливо видна мотивация персонажей и правила игры —  герои то пользуются магией в одних ситуациях, то совершенно забывают о своих талантах в других.

"Последний богатырь" существует на стыке жанров — это и комедия, и сказка, и приключения. И комедия неспроста стоит в этом списке на первом месте. Во многом благодаря режиссеру Дмитрию Дьяченко и его опыту в создании комедий ("День радио", "О чем говорят мужчины", "Кухня") фильм получился смешным. В фильме универсальный юмор — есть и элементы эксцентрической комедии для маленьких зрителей, и более тонкий юмор для взрослых.

Однако комедийный опыт Дьяченко, к сожалению, сказывается на динамичных боевых сценах. Прерывистый монтаж, съемка со множества углов мешают следить за происходящим. Например, тот факт, что Мила Сивацкая (Василиса) исполняла все трюки без посторонней помощи и дублеров, остается абсолютно незаметным в финальной версии фильма.

Что касается актеров, Виктор Хориняк очень убедителен в роли главного героя поневоле — сироты Ивана, играющего на человеческих слабостях шарлатана. Хориняк несет на себе основное комедийное бремя фильма, что удается ему легко.

Помощники героя — Василиса (Мила Сивацкая), Баба-яга (Елена Яковлева), Кощей Бессмертный (Константин Лавроненко) и Водяной (Сергей Бурунов) — пестрая и обаятельная группа без явного драматического веса. Василиса погрязла в обязательной любовной линии, остальные герои — по большей степени достаточно удачные комические персонажи.

К фильму сложно придраться в техническом плане. Компьютерную графику можно поблагодарить уже за одну избушку на курьих ножках, экранное время которой, к сожалению, крайне невелико. Очень помогают фильму натурные съемки — общие планы, снятые в окрестностях Сочи: горы Кабардино-Балкарии и Адыгеи живописны сами по себе без дополнительных усилий.

Вопреки названию, "Последнему богатырю" не хватает эпичности, присущей русским сказкам. История получилась очень личной, что в принципе не вредит фильму для просмотра всей семьей.

Если проект окупится в прокате, что крайне вероятно, учитывая хорошее позиционирование фильма в отсутствие других семейных проектов перед школьными каникулами, создатели оставили недвусмысленный задел на возможное продолжение — у фильма есть сцена после титров в лучших традициях компании Disney.

В результате совместной работы мирового гиганта индустрии развлечений и российской студии, специализирующейся на комедиях, мы получили нестыдный фильм — хорошее время в кино для всей семьи, где ни одно поколение не будет скучать во время просмотра, а также важный и нужный, пусть и робкий, шаг в развитии российского кино.

Дарья Титова