НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Скандал вокруг фильма "Матильда" - это не попытка вернуть цензуру, а нападки со стороны мракобесия. Такое мнение высказал в интервью ТАСС режиссер Алексей Учитель в субботу, когда кинокартина вышла в широкий прокат в Северной Америке, вызвав небывалый интерес зрителей.
Мракобесы пытаются влиять на умы
"Вокруг выхода картины в прокат шла борьба не со стороны критиков, - пояснил режиссер. - Борьба была более серьезная - с мракобесием, мракобесами, которые пытались запретить то, что можно запрещать только по закону. А по закону там запрещать нечего. Я рад, что мы победили в главном, и теперь фильм идет в России и других странах".
Алексей Учитель не считает сложившуюся вокруг "Матильды" ситуацию попыткой возвратить в искусство цензуру. "Это парадокс, но именно государство меня во многом поддерживало - все официальные документы, которые разрешают прокат фильма, были выданы вовремя, никто не заставлял ничего переделывать. Но мракобесы действуют и пытаются влиять на умы, запрещать то, что может иметь только художественную оценку. И это происходит не только в нашем случае", - добавил он.
По словам режиссера, в последнее время оценивать художественные произведения пытается даже православная церковь. "Но почему она не протестует, когда по телевизору показывают "Дом-2", или еще что-то, и любой ребенок может это смотреть, - сказал Учитель. - Есть вещи, о которых безусловно надо говорить и осуждать, но действовать объективно. Тот факт, что император принял мученическую смерть и поэтому стал святым, не означает того, что и вся жизнь его должна быть закрытой".
Антиреклама принесла много неприятностей
Скандал вокруг "Матильды" вызвал ажиотаж среди публики, в том числе американской, однако автор не считает такой интерес правильным. "У меня двоякое ощущение. Я огорчен тем, что люди идут на фильм, чтоб посмотреть его с точки зрения предъявляемых обвинений. И зрители, возможно, ждут от картины чего-то такого, чего в ней не может быть - скандальных вещей, - считает режиссер. - Я бы хотел, чтобы люди просто приходили посмотреть фильм, получить удовольствие от того, что видят на экране, испытать собственные ощущения".
"Антиреклама также принесла много неприятностей и бед в связи с различными проверками, которые посылала известный депутат (Наталья Поклонская - прим.ТАСС), - рассказал он. - И эти беспочвенные, как оказалось в результате, проверки также вызывали дополнительные нервы". "Я надеюсь, мы не обманем ожидания американских зрителей, ведь мнения и ощущения от просмотра могут быть разными, но лишь с точки зрения художественного вымысла, а не скандального", - уточнил автор картины.
Алексей Учитель довольно спокойно относится к критике в адрес самого фильма. "Дискуссия, которая развернулась уже после его выхода на экраны, предугадывалась, - отметил он. - Всегда есть коллеги и не-коллеги, которые воспринимают или не воспринимают кино, и это нормально и хорошо, так как не бывает фильма, от которого все в восторге или все как один кричат "караул".
"Звучит не только критика, но и слова многочисленных коллег, которые хвалят работу, - добавил режиссер. - Тем более и у меня есть авторитеты, к мнению которых я прислушиваюсь и чьи слова важны, а какие-то фамилии не так авторитетны".
Основные исторические факты отражены точно
Режиссер обратился к истории Николая II неслучайно, так как считает его фигуру неординарной. "Многие воспринимают эту личность не совсем объективно, считая его слабым царем, который принес только беды, - напомнил он, - но, на самом деле, это не так. В данной любовной истории, которая продолжалась четыре года, предопределилась судьба нашей страны". "Это - история о любви, при этом фильм не только о Кшесинской, несмотря на название, но и о наследнике престола, будущем императоре, становлении его характера, тяжелейшем выборе между внутренней свободой, любовью и долгом", - подчеркнул автор.
"Фильм - это художественное произведение, доля вымысла есть и должна быть, поскольку мы призваны делать историю, интересную зрителям, - полагает Алексей Учитель. - Но все основные факты, вехи, существующие в картине, выдержаны исторически точно - так же, как и некоторые эпизоды, вызывающие у некоторых сомнения".
"Крушение поезда было, отец Николая II, действительно, поднимал крышу и спас всю семью, - напомнил он. - Если говорят, что не было злополучного обморока во время коронации, то это просто от необразованности - обморок был, без сознания Николай II находился 40 секунд, а то, что ему привиделось в этот момент, это уже авторское дело". "Какие- то исторические неточности могут быть, - добавил режиссер. - Ни в каких воспоминаниях, письмах, мемуарах не упоминается то, о чем говорили и как вели себя люди, оставшись вдвоем, и мы просто вынуждены давать авторскую версию".
"Матильды-2" не будет
По словам режиссера, многие зрители, в том числе чиновники довольно часто предлагают снять продолжение фильма. "Можно, например, показать тех же героев в 1917 году, но этого делать я не планирую точно, "Матильды-2 не будет, - уверен он. - Я когда-то затевал картину под названием "Дно" - про одноименную станцию Псковской губернии, где состоялось отречение Николая II от престола, это фильм об этих трех днях его жизни". Режиссер не исключил, что через несколько лет он вернется к задумке.
"Матильда" не сможет появиться на главных международных фестивалях из-за сроков выхода в прокат. "Мы закончили производство в конце сентября, и все крупнейшие фестивали прошли, а после проката мы уже не можем выставляться. Но на других фестивалях "Матильда" появится - в Китае, Корее и других странах", - отметил он.
Работа над четырехсерийной телеверсией, как рассказал Алексей Учитель, будет завершена к концу текущего года. "Телесериал уже вызвал большой интерес на международном кинорынке, - сказал он. - На телеэкранах этот фильм появится через год". Но что касается российской аудитории, то режиссер затруднился назвать сроки и канал вещания, заметив, что "у нас не так все просто".
Николай II, Цой, Шостакович
Очередной кинокартиной, над которой начинает работать режиссер, станет игровой фильм о рок-музыканте Викторе Цое. "Следующим летом я буду снимать историю о Цое, которого знал лично и много снимал, - пояснил он. - Там пойдет речь о событиях, которые происходили уже после его смерти. Цой в картине будет, но не актер, а в живых, документальных кадрах, которые у меня есть".
В ближайших планах Алексея Учителя - еще одна картина об исторической личности, композиторе Дмитрии Шостаковиче. "В настоящее время мы ищем, кто будет писать сценарий фильма о Шостаковиче", - сообщил режиссер.
Фильм - ребенок, за которого переживаешь
"Любой фильм для меня как ребенок или какой-то очень близкий родственник, я всегда переживаю за него как за живого человека - огорчаюсь, когда его обижают, и радуюсь, когда хвалят, очень близко воспринимаю это, - рассказал Учитель. - Я не могу находиться в зале, когда смотрят мой фильм, поскольку даже любой чих как нож в сердце. Я очень остро реагирую, нервничаю, даже если реакция по окончании просмотра хорошая.
"Я очень долго и тяжело отхожу от работы над картиной и переключаюсь на новую, этот переход для меня весьма болезненный, - поделился он. - Когда делаешь картину, весь организм как-то собирается, мобилизуется в один нерв, энергию, и я в этот период даже редко простужаюсь и болею, а когда завершается работа и картина выходит на экраны, организм часто начинает подводить". Готовые фильмы режиссер редко пересматривает. "Очень хочется сохранить чувство цельности и живой картины, которая возникает при завершении работы, тем более и прощание с ней дается так тяжело", - пояснил он.