14 ЯНВ, 10:00

Лучшие из фильмов Стивена Содерберга, которые он не снял

Постановщику "Друзей Оушена", "Удачи Логана" и "Секса, лжи и видео" исполнилось 55 лет

На излете 80-х Стивен Содерберг с дебютной картиной "Секс, ложь и видео" получил Золотую Пальмовую ветвь и стал лицом поколения Sundance, то есть молодого и независимого кино США. С тех пор прошло почти тридцать лет, Содерберг несколько раз преобразился, прославился как жанровый бунтарь, ушел из кино и вот только недавно вернулся с "Удачей Логана", спродюсировал почти четыре десятка фильмов и сериалов, где пестовал по мере сил авторскую свободу.

На днях вышел его сериал "Мозаика", пока доступный только в формате приложения для телефона, где можно выбирать сюжетные линии, то есть минимально участвовать в формировании истории (позже он выйдет именно как сериал).

Приятно, что эго Содерберга не ограничивается только собственными проектами: он всегда думает о соратниках и других независимых авторах, которых не торопятся поддерживать суеверные большие студии

Фильмография режиссера "Друзей Оушена" и "Больницы Никербокер" поклонникам кино более-менее известна, и в разговоре о юбилярах (а Содербергу исполнилось уже 55) принято копаться именно в этом бесценном грузе, расставляя свои приоритеты и выпячивая картины предположительно недооцененные. Человек и пароход Содерберг заслуживает не только этой дежурной ревизии, так как в его тридцатилетнем творческом пути хватает и других ярких пятен, а именно проектов, которые он не снял.

Одни он спродюсировал, для других нашлись постановщики посговорчивее или более заинтересованные в материале, третьи попросту сгинули в производственном аду.

Ноев ковчег, наши дни

Сразу после "Секса, лжи и видео" Содерберг хотел экранизировать постапокалиптический роман Уильяма Бринкли "Последний корабль" об экипаже эсминца. По сюжету на суше случилась глобальная пандемия вируса, и они — фактически последние здоровые представители человечества.

Продюсировать вызвался Сидни Поллак, Содерберг написал несколько драфтов сценария, но дело заглохло, а пару лет назад книга легла в основу не слишком популярного сериала американского телеканала TNT, который спродюсировал Майкл Бэй. Содерберг же снял "Кафку", разочаровав этой стильной черно-белой драмой тех, кто видел в нем первую скрипку новых независимых постановщиков.

 

Драма участника телевикторины

Затем режиссер принялся делать приторную драму широких мазков "Царь горы", которую поначалу продюсировал Роберт Редфорд, основатель фестиваля Sundance, поспособствовавшего первой славе молодого автора. Параллельно Содерберг уже размышлял о съемках драмы про участника телевикторины из 50-х с Тимом Роббинсом в ведущей роли.

Однако глава студии Baltimore pictures, на которой планировались съемки, женился на главе редфордовской компании Wildwood. К актеру попал сценарий будущей картины, и он решил снимать его самостоятельно, заодно покинув продюсерский пост в "Царе горы". Так появилась "Телевикторина", четвертый режиссерский проект Редфорда, с Ральфом Файнсом и Джоном Туртурро.

Обжора и активист в борьбе против всех

Сразу после "Царя горы" Содерберг присматривался и к сатирическому роману Джона Кеннеди Тула "Сговор остолопов" про корпулентного чудака из Нового Орлеана по имени Игнациус Райлли, который с упорством Дон Кихота писал гневные колонки в блокнот обо всех подряд: о Фрейде, гомосексуалах, гетеросексуалах, протестантах и далее по списку.

Ничего из этого, естественно, не получилось. Экранизация романа Тула вообще окружена дурной аурой: сначала продюсеру Скотту Крамеру не удалось сделать фильм из-за смерти Джона Белуши, который предполагался на главную роль. Потом ему (да и Содербергу) не понравился сценарий, написанный любимым в народе британцем-комиком Стивеном Фраем, поэтому они судились со студией, чтобы не пускать этот вариант истории в производство и заполучить права на фильм. Когда же права все-таки отошли Крамеру, Содербергу уже был недосуг его снимать.

В 2005 году также ничем обернулась попытка Дэвида Гордона Грина поставить "Сговор остолопов" с Уиллом Ферреллом, зато пару лет назад преодолеть проклятье получилось, правда, лишь в театральной постановке на Бродвее.

Очень волосатая женщина и детектив-китаец

Незадолго до знаменитого фильма "В поле зрения" с Джорджем Клуни и Дженнифер Лопес Содерберг собирался поставить сценарий Чарли Кауфмана "Звериная натура" про конфликт цивилизованного и дикого в человеческом обществе: главная героиня страдает от врожденной болезни — повышенной волосатости, ее не принимают люди, и она живет в лесу. Но на студии Universal ему вручили другой сценарий и посоветовали не заниматься ерундой.

В итоге за постановку материала Кауфмана в начале 2000-х взялся Мишель Гондри, и умеренная безвестность получившегося одноименного фильма 2001 года с Рисом Ивансом и Патрицией Аркетт говорит сама за себя.

Еще одним похороненным проектом оказалась "Закрытая комната", переосмысление образа Чарли Чена, детектива китайского происхождения, про которого сняли полдюжины фильмов в 1920-е. На главную роль — внука Чена — Содерберг выбрал Расселл Вонг, но не позволил этой амбициозной затее реализоваться (хотя пытались ее реанимировать и без Содерберга). В любви к нуару, впрочем, режиссер впоследствии признался в новелле из альманаха "Эрос" и "Хорошем немце".

Секонд-хэнд Содерберга

Два других сравнительно свежих проекта из этого списка в итоге сняли другие люди, но, безусловно, было бы интересно увидеть версию Содерберга по тому же материалу. Долгое время он работал над экранизацией нон-фикшн-романа "Человек, который изменил все" с Брэдом Питтом в главной роли, но сценарий не понравился главе студии Sony, и она закрыла проект. Через несколько лет историю переписал Аарон Соркин, Питт все-таки сыграл главную роль, а режиссером выступил Беннетт Миллер. Фильм номинировали на Оскар в шести номинациях.

А "Агентов А.Н.К.Л." же подобрал Гай Ричи. Изначально в ремейке телешоу 60-х по сценарию Скотта З. Бернса, написавшего к тому времени для Содерберга "Информатора" и "Заражение", должны были играть Джордж Клуни и Эмили Блант. Но Клуни получил серьезную травму спины на съемках "Сирианы", а затем и режиссер отказался от этой затеи в пользу "Побочного эффекта" (также по сценарию Скотта З. Бернса). Хичкоковский триллер про фармацевтику стал своего рода прощанием Содерберга с большим кино, после которого он отбыл на трехлетние каникулы.

Думается, в будущем нас ждет еще не один закрытый проект своенравного режиссера, который стремится сократить влияние студий на свои фильмы. Приятно, что его эго не ограничивается только собственными проектами: Содерберг всегда думает о соратниках и других независимых авторах, которых не торопятся поддерживать суеверные большие студии. Как говорится, так победим.

Алексей Филиппов

Читать на tass.ru