Безликое добро, харизматичное зло: создатели "Черной Пантеры" напутали с героями
26 февраля в широкий российский прокат вышел первый фильм из киновселенной Marvel о похождениях чернокожего супергероя
Самый неприметный персонаж из проходного комикса "Первый мститель: Противостояние" вернулся. Т’Чалла (Чедвик Боузман) — это наследный принц королевства Ваканда, упрятанного где-то в глубине Африки. Доисторические вакандцы нашли вибраниум, волшебный металл с не до конца понятными, но чрезвычайно полезными свойствами. Из него сделан, например, щит Капитана Америки.
Коренные жители в древности научились использовать вибраниум и поэтому в наше время уже изобрели всякие технологии, которые и не снились ученым из других стран, но предпочитают держать свои наработки в тайне от ООН и прочих всемирных организаций: весь мир считает, что Ваканда — недоразвитая аграрная страна.
Отца Т’Чаллы убили еще в первом "Противостоянии", а значит, ему пришла пора вести Ваканду к светлому будущему. Этому будущему пытаются помешать разномастные злодеи: второстепенный Улисс Кло (Энди Серкис, один из, кажется, двух белокожих актеров в фильме) и первостепенный Киллмонгер (Майкл Б. Джордан).
Впрочем, сопереживать Т’Чалле на его пути становления отцом вакандского народа (этот путь подозрительно напоминает сюжет мультфильма "Король Лев") получается с трудом.
Первая и основная проблема заключается в Чедвике Боузмане, отчаянно нехаризматичном актере, с которым студии Disney очень не повезло. Его взяли на роль Пантеры уже довольно давно, и за это время подросли другие молодые актеры поинтереснее и поперспективнее.
Одного из них нашел когда-то и режиссер "Пантеры" Райан Куглер. Ранее он снял потрясающего "Крида", ремейк "Рокки", где пожилой и обедневший персонаж Сталлоне обучал искусству бокса сына своего врага из первой части, Аполло Крида. Главную роль там исполнил Майкл Б. Джордан, который в "Черной Пантере" взял на себя антагониста Киллмонгера, хотя мог бы спокойно занять место Боузмана.
Но даже больше того, и сам герой, одетый в двусмысленный облегающий кошачий костюм, оказывается попросту неинтересным. В гейминге таких героев, как Черная Пантера, называют "имбой", то есть даже для упрощенного кинокомиксного мира Marvel этот герой уж слишком силен. Его вообще нельзя убить, ведь всю энергию от попавших в него пуль и других снарядов костюм поглощает и таким образом еще больше усиливает персонажа. Проще говоря, чем дольше с Черной Пантерой дерутся, тем ближе победа самой Пантеры, только и всего. А это значит, что результат всех продолжительных экшен-сцен заранее предопределен.
Впрочем, в чем-то "Черная Пантера" оказывается, наоборот, шагом вперед для студии, которая выпускает уже по три комикс-фильма каждый год. Постоянной бедой этой киновселенной оказывались безликие злодеи, но авторы "Черной Пантеры" преодолели эту пагубную тенденцию: здесь безликое абсолютно все, кроме как раз таки злодея.
Киллмонгер, стильный парень из пригородов Окленда, озлобленный на весь мир пацан из гетто, оказывается эдаким революционером, который, позабыв об исторической конспирации, собрался захватить весь мир в одну большую Ваканду и помочь таким образом сразу всем чернокожим на планете. Неясно при этом, что в данной стратегии плохого для Ваканды: даже сам Т’Чалла к концу фильма признает, что враг был во всем прав.
Наконец, это кино для Marvel было важно в политическом плане, для политкорректного разнообразия: раньше единственными чернокожими супергероеми были третьестепенные Сокол и Воитель, который еще и выглядит как полная копия Железного Человека, только в костюме другого цвета. И "Черная пантера" по идее должна была смотреться как победа над предрассудками вечно подозреваемого в расизме Голливуда.
Однако посыл у "Черной Пантеры" получился прямо противоположный. Во-первых, в этот фильм-гетто согнали, кажется, вообще всех мало-мальски популярных и ранее не задействованных в кинокомиксах чернокожих артистов: есть и Форест Уитакер, и Лупита Нионго из "12 лет рабства", и Дэниэл Калуя из "Прочь", и даже мальчик из "Лунного света". И всем им там совершенно нечего играть.
Во-вторых, все чернокожие герои здесь уподобляются либо гопникам, либо папуасам. Они обязательно должны следовать дремучим вакандским обычаям, по которым, например, главу государства в любой момент может вызвать кто угодно на ритуальный поединок над неубедительно нарисованной на компьютере пропастью. Кто победил — садится на трон.
Но самое ужасное, что в этой мучительно легкомысленной картине нет, выражаясь терминами хип-хопа, никакого "грува", никакого "вайба"
Да и сама Ваканда и вовсе выглядит как издевательство над всей африканской культурой: эта абсолютно вымышленная и никак не напоминающая современную Африку страна показывается здесь как земля обетованная для всей исторически угнетенной расы. Но мечта о такой земле подчеркнуто несбыточна: даже в киновселенную Marvel с трудом вписывается эта секретная страна, которая умудрилась скрыть от всего мира свое непререкаемое преимущество в технологическом развитии.
В прокате с 26 февраля.
Егор Беликов