8 мая 2018, 09:15

Наши везде: Россия оккупировала Каннский фестиваль

Официальный постер 71-го Каннского кинофестиваля . REUTERS/ Eric Gaillard
Официальный постер 71-го Каннского кинофестиваля

Два отечественных фильма в основном конкурсе и еще несколько — во второстепенных. Андрей Звягинцев и Кантемир Балагов — в жюри

Впервые за много лет внимание российских медиа к Каннскому фестивалю стало ощутимо. Если раньше журналистов интересовали в основном фотоотчеты с красной дорожки, то в этом году СМИ будут внимательно следить за конкурсом и освещать его от начала до конца.

Например, телеканал "Кино ТВ" собирается в прямом эфире транслировать чопорную, гламурную, но при этом все равно чрезвычайно важную церемонию закрытия смотра. Причем приглашены очень любопытные комментаторы: Екатерина Мцитуридзе, глава "Роскино" (это государственная организация по поддержке российского кино за рубежом) и ведущая Первого канала; Ксения Собчак — видимо, она скорее сфокусируется на дорожке, хотя также представит во время фестиваля свой фильм (но об этом чуть позже).

Наконец, Валерия Гай Германика ("Все умрут, а я останусь", сериал "Школа"), которая заявила, что единственный живой гений мирового кино сегодня — это она сама, и добавила: "Но поглядеть на неудачников, плетущихся по красной ковровой дорожке, — это прикольно!" В общем, явно будет весело

Кроме того, совсем скоро ТАСС анонсирует свой большой спецпроект, связанный с Канном, а "КиноПоиск" запустил традиционный со всеми новостями и рецензиями. Наконец, во Францию едут почти все киножурналисты страны.

Этот возросший интерес со стороны нашей прессы совпал с неожиданным интересом каннского оргкомитета к российскому кинематографу. Перечислим вкратце, список довольно внушительный:

  • В основной конкурс включили сразу два российских фильма. Это "Лето" Кирилла Серебренникова о Викторе Цое и Майке Науменко, а также "Айка" Сергея Дворцевого о киргизской мигрантке в Москве. Больше картин, чем из России, взяли только из Франции (целых четыре), но это объяснимо, Канн традиционно продвигает свой национальный кинематограф. Столько же, сколько и наших фильмов, взяли работ из США, Италии и Японии;

  • Еще несколько наших картин отобрали в другие программы. В студенческий конкурс Cinefondation взяли выпускника Московской школы нового кино Игоря Поплаухина с его коротким метром "Календарь". Параллельная программа "Неделя критики" взяла себе другого "коротыша", работу Михаила Бородина "Я нормальный". Наконец, вспомнили и о великом советском кино: "Каннская классика" покажет отреставрированную "Мосфильмом" копию "Войны и мира" Сергея Бондарчука;

  • Сразу двое российских режиссеров будут заседать в конкурсном жюри: Андрей Звягинцев — в основном, которое возглавила сама Кейт Бланшетт, а Кантемир Балагов — в жюри "Особого взгляда", второй по важности программы в Канне.

Последний пункт — особенно важный. Да, кандидатура Звягинцева для жюри основного конкурса выглядит логичной. Он по факту самый известный за рубежом ныне живущий режиссер, регулярный участник главного конкурса Канна, дважды выигрывал награды (приз жюри за "Нелюбовь" и премию за лучший сценарий — "Левиафана"). По словам продюсера Александра Роднянского, с которым он сделал последние три картины, Звягинцев даже учит английский язык, чтобы точно понимать субтитры во время показов (фильмы на фестивале демонстрируются на языке оригинала с французскими и английскими субтитрами).

Но включение в жюри "Особого взгляда" 26-летнего Кантемира Балагова, дебютировавшего в прошлом году в этой же программе со своим фильмом "Теснота", — это огромный аванс и одновременно с этим — высочайшее признание. Его картина в прошлом году не выиграла титульных призов, но при этом была награждена кинокритиками Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI). Та же история случилась, например, в 2016 году с потрясающим немецким фильмом "Тони Эрдманн", который совсем не заметило жюри, но при этом режиссера фильма — Марен Аде — на следующий год пригласили судить сразу основной конкурс.

Выходит, если проанализировать каннские организационные традиции, то, по мнению фестивальных боссов, Кантемир Балагов является одним из самых заметных режиссеров программы "Особый взгляд". Правда, для международной аудитории Балагова открыли вовсе не каннские боссы, а как раз "Роскино": еще за год до премьеры "Тесноты" он приезжал в российский павильон в рамках программы Global Russians.

Получается, что в "Роскино" не просто предугадали внимание Канна к России, а даже спродюсировали пресловутый отечественный прорыв на Лазурном побережье. Но это вовсе не банальный протекционизм, а вполне продуманная кампания по последовательному включению российского кино в мировой контекст. Кстати, летают участники павильона не каким-нибудь Air France, на рейсы которого Каннский фестиваль, между прочим, предоставляет гостям смотра скидки, а "Аэрофлотом" (национальный авиаперевозчик традиционно поддерживает деятельность "Роскино").

Поэтому стоит обратить внимание на тех людей, которые выступят в российском павильоне, и на те проекты, которые будут там представлены, ведь они вполне могут быть включены в ближайшем будущем в программы важнейших мировых киносмотров. В том же Global Russians, например, готовится большой эксперимент с новым киноформатом: участники программы сняли по короткометражному фильму длиной ровно одна минута, причем для Instagram. Среди приглашенных режиссеров — актриса Мария Шалаева ("Русалка").

В павильоне пройдут пресс-конференции с участием постановщиков короткометражных фильмов из разных программ — Игорем Поплаухиным и Михаилом Бородиным. Так же важны и молодые российские продюсеры: свои проекты на кинорынке представят Борис Машковцев, директор "Союзмультфильма", Екатерина Михайлова (показала на прошлом "Кинотавре" фильм "Близкие"), Мила Розанова (25 мая в прокат выходит ее "Черновик") и так далее. 

Фильмы, которые будут представлены перед иностранными байерами в павильоне, будут столь же разнообразны: от драмы Сарика Андреасяна "Непрощенный" с Дмитрием Нагиевым в неожиданной роли (шоумен сам приедет в Канн) до, например, комедии Евгения Шелякина "Вечная жизнь Александра Христофорова". Наконец, одним из интереснейших проектов является документальная работа Веры Кричевской "Дело Собчака", в которой Ксения Собчак исследует политическую жизнь своего отца. Кроме того, на Каннском кинорынке, который идет параллельно с фестивалем и является крупнейшей деловой площадке для кинематографистов в Европе, представят картины важнейших российских студий: All Media, "Мосфильм" и так далее.

Егор Беликов