29 мая 2018, 10:28

От "Нелюбви" до "Матильды": как неделя русского кино в Лондоне продвигает нашу культуру

Филип Перкон. Станислав Красильников/ ТАСС
Филип Перкон
Зачем молодой предприниматель с русскими корнями, родившийся в Швеции и живущий в Лондоне, показывает в Великобритании отечественные фильмы

Филипу Перкону 29 лет. Он родился за рубежом, его родители давно уехали из СССР. Однако Филип отлично говорит по-русски и от исторической родины не отдалился, даже, наоборот, поддерживает и продвигает отечественную культуру за рубежом:

— Родился я в Швеции, в Стокгольме, но мои родители русские, следовательно, я — соотечественник. Затем я переехал жить в Англию в 12 лет, там закончил университет и школу. Несмотря на все это, я всегда любил русскую культуру, интересовался Россией, ездил туда. Организация мероприятий с российской тематикой для диаспоры, а также для интересующихся англичан-русофилов всегда была очень важна для меня, ведь я сам русофил. Например, я организовывал большие концерты отечественных групп: ДДТ, "Аквариума" Бориса Гребенщикова (на его 60-летие это был юбилейный концерт в престижнейшем зале Альберт-холл).

Филип также занимался организацией выставок российского искусства из семейной коллекции в Европе.

— Я родился в семье коллекционеров, поэтому также организовывал выставки искусства — русского авангарда, классики конца XIX века — начала XX века, то есть импрессионизма и реализма. Выставки проходили во многих странах Европы, в том числе в Польше, Франции, Италии, Британии. 2016 год в России объявили Годом кино, и у Министерства иностранных дел и непосредственно у специального представителя президента по культурным связям с заграницей Михаила Швыдкого появилась идея о том, что надо бы в связи с этим провести мероприятие — показ российских фильмов. Они обратились через посольство в Лондоне ко мне, поскольку знали меня как успешного организатора Недели российского бизнеса в Лондонской школе экономики, LSE. Мне же показалось, что пары показов будет недостаточно, надо организовать постоянно действующую платформу. И как следствие, родилась интересная идея учредить международную премию "Золотой единорог" для оценки российских фильмов независимым западным жюри. Это бы способствовало их продвижению на западном рынке и могло бы быть привлекательным для российских кинематографистов в качестве непредвзятого взгляда со стороны.

Так Филип Перкон стал организатором первого в Великобритании смотра-конкурса российских фильмов. С 2017 года Неделя российского кино была представлена уже по всему Соединенному Королевству. В рамках фестиваля проходят показы самых разнообразных отечественных и иностранных фильмов о России.

С самого начала я предполагал, что это будет одновременно и конкурс, и панорамный показ всего лучшего, что было произведено кинематографистами. Наш номинационный комитет отбирает самые интересные фильмы из разных жанров, от экшена до артхауса, а также документальные, анимационные и короткометражные фильмы.

Программа действительно очень разнообразна: в 2017 в Лондоне показали и "Притяжение" Бондарчука, и якутский артхаус "24 снега", и балетную драму "Большой" Тодоровского. Зачем нужен такой широкий диапазон? Дело в том, что даже насмотренные британцы в основном знают из российского кино только классику. Перкон перечисляет эти картины:

— "Летят журавли", "Красная палатка" (последний фильм Михаила Калатозова, автора "Летят журавли", снятый совместно с Италией — прим. ТАСС), "Белое солнце пустыни", "Утомленные солнцем", "Москва слезам не верит", "Дерсу Узала" Куросавы, снятый в Казахстане и впоследствии удостоенный премии "Оскар". Также, естественно, все фильмы Тарковского, Эйзенштейна. Конечно, не так много, как хотелось бы, но все равно 15–20 фильмов набирается.

Неделя российского кино оказалась действительно популярной в Великобритании. Конечно, как и на других фестивалях российского кино за рубежом (а такие есть, например, в Берлине), посмотреть кино от режиссеров-соотечественников ходят в основном российские эмигранты. Но в Британии нашлась и другая аудитория: киноманы, которые изучают мир во всем его многообразии.

— Половина зрителей— это диаспора. 15% — это те, кто изучает русский язык. И 35% — это те, кто его не знает, но интересуется кино и культурой в целом. В 2017 году пришло 9500 человек, больше, чем у всех других недель российского кино за рубежом. И один из самых высоких показателей национальных кинонедель в Великобритании: французская неделя кино меньше, испанская меньше. Нас обгоняют только индийцы.

Но даже при впечатляющих продажах билетов (на многие сеансы билеты разлетались за пару часов) Перкон не стремится зарабатывать на этом. Показ российского кино за рубежом — проект некоммерческий:

— У нас полностью волонтерская организация. Вся команда работает бесплатно, в том числе я, как генеральный продюсер. Мы верим в идею. Нам очень приятно, что она оказалась востребованной как аудиторией, так и на официальном уровне: мы сотрудничаем с British Film Institute (Британский институт кино, одна из самых влиятельных организаций в киноиндустрии, распределяет фонды, содержит архив фильмов и т.д. — прим. ТАСС), работаем со всеми большими кинотеатрами.

Помимо просветительских целей у Перкона есть и другие, не менее важные. Интерес к его фестивалю в Великобритании только возрастает:

— С одной стороны, когда политическая ситуация накаляется и говорят, что сегодня она даже хуже, чем во времена холодной войны, в этом есть и некоторый плюс для нас. Английская и вообще интернациональная аудитория сразу же начинает обращать на нас внимание. Мы читаем весь этот негатив в прессе, по телевизору слышим: "Россия, Россия, Россия". 

Но это все равно реклама. Соответственно, зритель говорит себе: среди множества фестивалей национального кино выберу-ка я российский и узнаю побольше, что за страна такая, что там за люди, что они снимают, какие у них есть таланты, и послушаю, что же говорят творческие люди о сложившейся ситуации. Я лично уверен, что буду продавать гораздо больше билетов. Я и так вижу, что с каждым годом интерес прессы и общественности растет. Культура — это своего рода отдушина: чем сильнее политическое напряжение, тем больше к ней интерес
Филип Перкон

При этом Перкон не отрицает, что у Недели российского кино могут возникнуть финансовые проблемы. Российский и международный бизнес перестраховывается и старается осторожнее вкладываться в подобные проекты. Сейчас Филип находится в поисках новых партнеров и спонсоров.

— Это все в первую очередь частные спонсоры плюс небольшое финансирование от госучреждений, меньше 10%. Основные средства — именно от британских и российских компаний, финансовых, юридических, от разных фондов. Например, в прошлом году "Газпром" выступил одним из спонсоров. У нас профессиональная команда, но волонтерская, поэтому мы не так много тратим на операционную деятельность. Конечно, у меня из-за экономических и политических санкций есть другие риски и вызовы, связанные с финансовой составляющей недели и нашей кинопремии "Золотой единорог", поскольку мы только на 35% зависим от билетов. Огромная часть бюджета уходит на продвижение, логистику, на привоз и размещение всех приглашенных деятелей кино и культуры. Ведь каждую картину представляет режиссер и исполнители главных ролей, а в прошлом году состав делегации превысил 50 человек.

Перкон убежден: Неделя российского кино в Великобритании, как и фестиваль британского кино в России, не может отрицательно сказаться на бизнесе и спонсорах. Наоборот, любые новые связи между народами всегда способствуют улучшению инвестиционного климата:

— Чем больше российских фильмов будет показываться в Великобритании, тем лучше будут отношения между людьми и тем лучше будет отношение к России. На сегодняшний день мир живет брендами. Мы носим бренды, мы ездим на брендах и так далее. Страны — это те же бренды. Отношение к бренду "Россия" формируется из разных факторов, которые создают единый имидж. Кино — один из тех факторов, формирующих общественное мнение о России, способствующих бизнесу, политике и экономике. Это все взаимосвязано, поскольку в конце концов именно люди формируют мнение о бренде "Россия".

Егор Беликов