13 июня звезде "Заводного апельсина" и "О, счастливчика" исполняется 75 лет. Дмитрий Карпюк поздравляет актера и вспоминает лучшие моменты его карьеры.
До того как выбрать актерскую стезю, ливерпулец Малькольм Макдауэлл работал в пабе своего отца. Однако страсть к лицедейству оказалась сильнее желания разливать пинты и протирать барную стойку: Макдауэлл поступил в Лондонскую академию музыкального и драматического искусства и вскоре уже играл роли без слов в спектаклях Королевской шекспировской компании.
Затем начинающий актер перешел в театр "Ройал Корт", где начал получать более значимые роли и попал в поле зрения Линдсея Андерсона. Именно дебют в фильме "Если…" Андерсона стал для Макдауэлла прорывом в кино. Это был по-настоящему радикальный гимн непослушания и плевок в лицо британской системе образования с ее закрытыми учебными заведениями для мальчиков, где процветали подавление личности и палочный режим. То выражение лица, с каким герой Макдауэлла расстреливает из автомата своих учителей, настолько пришлось по душе Стэнли Кубрику, что он предложил молодому актеру роль Алекса в "Заводном апельсине".
В этой сатирической антиутопии по роману Энтони Берджеса Макдауэлл со своими droog’ами залихватски пил бодрящее "молоко-плюс" в баре "Корова", смачно проговаривал русские слова на жаргоне "надсат", а также избивал, насиловал и убивал под музыку Бетховена. Фильм был запрещен в Великобритании через пару лет после выхода по решению самого Кубрика.
Затем последовала роль в "О, счастливчике", второй части трилогии Андерсона о похождениях Мика Трэвиса, которую также составляют "Если…" и "Госпиталь "Британия". Восхитительная сюрреалистическая комедия с яркими поп-артовыми красками, юной Хелен Миррен и песнями группы Алана Прайса высмеивала язвы и топтала мозоли капиталистического общества. Но самое главное, что она была отчасти автобиографической: Макдауэлл принес режиссеру сценарий, основанный на своем опыте работы коммивояжером по продаже кофе. Впрочем, надо уточнить, что Андерсон его полностью переписал.
Следом была удачная роль выскочки Флэшмена в плутовской комедии Ричарда Лестера "Королевский блеск", своего рода вариации на тему "Счастливчика" в антураже XIX века, которая, увы, не имела успеха ни в прокате, ни у критиков. Но главной работой 70-х после "Заводного апельсина" для Макдауэлла стал, конечно, образ Калигулы, похотливого изверга с демонической усмешкой в одноименном фильме Тинто Брасса.
Конец декады ознаменовался работой в развлекательной фантастике "Путешествие в машине времени", где актер сыграл Герберта Уэллса, отправившегося на машине времени в погоню за сбежавшим в будущее Джеком Потрошителем. Впрочем, в первую очередь фильм важен для Макдауэлла тем, что на его съемках он познакомился с Мэри Стинбёрген, своей будущей женой и матерью двух его детей.
80-е в карьере актера тоже были плодовиты на интересные роли. Особенно стоит отметить "Люди-кошки", ремейк хоррора 40-х, куда режиссер Пол Шредер добавил много эротического томления, голую Настасью Кински и музыку Джорджо Мородера. Макдауэллу досталась роль оборотня, возжелавшего свою сестру. Не менее любопытны уже упомянутый "Госпиталь "Британия"; комедия "Сойди с ума", где актер изображает рок-звезду, фактически пародируя Мика Джаггера; ретро-комедия "Закат" про убийство в Голливуде 20-х (роль мерзкого продюсера); боевик "Голубой гром" (безумный полковник).
Любопытно, что с особенной тщательностью относившийся к выбору ролей Макдауэлл после развода со Стинбёрген и женитьбы на Келли Кур в 91-м году стал браться за любой предложенный проект. Сам актер объясняет это тем, что растит с молодой женой троих сыновей и поэтому много работает, не брезгуя никакими предложениями, в том числе ролями в сериалах и озвучкой мультфильмов и видеоигр.
Впрочем, в начале 90-х Макдауэлл сыграл одну из своих лучших ролей в картине Карена Шахназарова "Цареубийца". Его герой — душевнобольной уголовник Тимофеев, считающий себя Яковом Юровским, начальником расстрельной команды Николая II и его семьи. Несмотря на то, что Макдауэлла озвучивал Юрий Беляев, его выразительная мимика и тяжелый взгляд просто вызывают дрожь. Затем было много персонажей в фильмах категории Б, из которых выделяется злодей в экранизации комикса "Танкистка" и, конечно, убийца капитана Кёрка в "Звездном пути 7" (за эту роль Макдауэлл получил массу писем ненависти от стартрекоманов).
Именно в 90-е внешность актера окончательно трансформируется, и он превращается в старика с седым ежиком и пронзительным взглядом, каким мы его привыкли видеть уже четверть века. Нет ничего удивительного, что ему предлагают в основном роли злодеев, да и сам Макдауэлл говорит, что играть их намного интересней: "Хороший злодей — секрет хорошего фильма". В 2000-х он мучил людей в "Гангстере № 1", насиловал юношу за долги в "Засну, когда умру", убивал детей в вольном байопике Чикатило "Эвиленко" и выменивал душу на вечную молодость в образе самого Дьявола в "Портрете Дориана Грея". Про многочисленных злобных докторов в фильмах ужасов категории straight to video с названиями типа "Зомбэкс" и говорить не приходится. Особого упоминания достойно появление в клипе нью-метал-группы Slipknot.
Впрочем, следует вспомнить и относительно положительного доктора Лумиса в обеих частях "Хэллоуина" Роба Зомби, и дурашливого Эдди Ван Хельсинга в вампирском комедийно-музыкальном хорроре "Глоток", где компанию ему составили, на секундочку, Игги Поп, Элис Купер и Моби.
Работоспособности и выносливости актера можно лишь позавидовать, и даже если считать, что лучшие роли он сыграл в молодости, появление Макдауэлла, пусть на пять минут и в фильме сомнительного качества, говорит только одно: в эти пять минут он не выдаст ни одной фальшивой ноты.