Все новости

Что такое веб-сериалы и почему на них можно променять телевидение уже сейчас

В интернете сериалы бывают бесплатными не только на пиратских сайтах: некоторые из них изначально сняты для видеохостингов
Кадр из веб-сериала "Вспышка" Realist Web Fest
Кадр из веб-сериала "Вспышка"
© Realist Web Fest

В Нижнем Новгороде идет первый в России фестиваль веб-сериалов, развеселый, называется Realist Web Fest. Уже показали всю конкурсную программу, из каждого сериала-участника дают одну-две серии, чтобы составить общее представление, а сюжетную интригу сохранить для желающих. Что это вообще за формат?

Веб-сериал — это, что логично, сериал, выходящий на "вебе", предназначенный для разного рода онлайн-кинотеатров. Длина серии — не 40–50 минут, как у больших драматических братьев, и не 20–30, как у короткого ситкома, а 10–15, как это принято на YouTube. Хотя формальных ограничений тоже нет: можно, наверное, и по три часа серии снимать, но вряд ли их будут смотреть.

Вследствие этого веб-сериалы — это самая подходящая форма кино для тех, кто:

а) только начинает;
б) у кого не так много денег, чтобы позволить себе полный метр;
в) кому очень надо выйти именно в интернете. Например, это важно для бренда Samsung, маркетологи которого, чтобы обратить внимание YouTube-аудитории, заказали сразу много веб-сериалов и активно их публикуют.

' Трейлер веб-сериала "Ужас 404". YouTube/ICI Tou.tv'

Пока ничего в этой области не урегулировано, не требуется прокатное удостоверение Минкультуры, поэтому можно материться в кадре (чем с большим удовольствием пользуются российские режиссеры), нет продюсерского и канального диктата и диктата уже упоминавшегося формата — снимай что хочешь, подходящий "пипл" сам найдется, спасибо рекомендательным системам соцсетей.

При этом все показанные в конкурсе Realist Web Fest веб-сериалы довольно просты в жанровом и сюжетном плане: альманах комедии ужасов ("Ужас 404"), камерный ситком о будке для исповедей (немецкое "За грехи наши"), "Черное зеркало" по-русски ("Хроники параноика"). В общем, ничего сверх-изысканного. То есть своим новомодным форматом и отсутствием нависающего над ними контроля авторы пока не слишком пользуются. Это, используя нелитературное слово, "залипуха", фоновое видео, которое можно включить и не сильно отвлекаться от параллельных дел. За пределы жанровых рамок авторы пока не выходят, социальные нормы не нарушают.

' Одна из серий "Хроник параноика". YouTube/Samsung YouTube TV'

Это на самом деле хорошо. Большая часть телевизионного контента примерно такая же ненавязчивая. Пока веб-сериальным авторам сложно проводить эксперименты на таком маленьком пространстве, и в плане экранного времени, и в плане размеров экрана: надо понимать, что большинство благодарных зрителей будет трястись с телефоном в метро и смотреть это кинополотно по дороге на работу. Поэтому пока непонятно, как это должно выглядеть. Но если б мы знали, как, то кто-то бы уже это снял. Это как с айфоном: пока его не выпустили, его никто не хотел, но как только он появился в магазинах, его сразу раскупили. А когда создатели додумаются, как же сделать веб-сериал искусством, тогда-то мы все и остолбенеем.

Словом, пока на Realist Web Fest не выявилось определенного жанрового тренда  - уж больно разнородна программа, и не наметилось четкого пути к светлому будущему. Вполне возможно, сейчас веб-сериалы и их авторов быстренько переманят на телевидение: в Нижний Новгород внезапно съехались почти все значимые российские продюсеры в поисках неохваченных талантов. А может, уже через пару лет телевизор наконец-то, как уже давно обещают, будет вовсе не нужен: достаточно будет зайти на YouTube. Зато посмотреть бесплатно многих участников конкурса можно уже сейчас.

Пять лучших русскоязычных веб-сериалов Realist Web Festival, смотреть, как водится, без SMS и регистрации

"Квин"

Немного ванильный, простоватый и по-ученически снятый, но искренний сериал о пути к успеху девушки-абитуриентки, обивающей пороги актерских приемок, которая решила стать инстаграм-комиком. Вполне можно представить такое в вечернем развлекательном блоке СТС или ТНТ.

Пока вышел только пилот, первый сезон стартует в октябре.

' YouTube/Дикий Digital'

"Всемогущий"

Казахи задействовали для этого проекта, кажется, все силы кинопродакшна страны. Молодой джинн решает снять о своей жизни видео для YouTube, и за это его старшие товарищи (все выглядят как полноватые лысые мужчины с бородой, разумеется) отнимают у него талисман, после чего он начинает исполнять все желания с ошибками. Довольно забавно.

Премьера осенью.

Кадр из веб-сериала "Всемогущий" Realist Web Fest
Кадр из веб-сериала "Всемогущий"
© Realist Web Fest

"Район тьмы"

Наград на фестивале пока не давали, но Арсению Гончукову выдали премию уже на открытии — за то, что он снял первый веб-сериал в России. Это дикое сочетание комедии ужасов и бытового хоррора в сеттинге типичного отечественного района, где творятся всякие страсти. Лучшие серии, как говорят, — про коллектора и про извращенца, клиента борделя. Это единственный веб-сериал из списка, который лучше смотреть на свой страх и риск (18+).

Кадр из веб-сериала "Район тьмы" Realist Web Fest
Кадр из веб-сериала "Район тьмы"
© Realist Web Fest

"Вспышка"

Детективная комедия о владельцах фотолаборатории, где почему-то по чистой случайности умирают все клиенты. Опять же, такой дельный и крепко сбитый продукт можно представить и на телевидении, но теперь для того, чтобы это посмотреть, не надо даже иметь телевизор, не то что его включать.

' YouTube/Интернет-сериал Вспышка'

Бар "На грудь"

Замечательный фоновый сериал: люди приходят в бар и изливают душу человеку за стойкой, официантке с большой грудью (на это много раз обращают внимание сами персонажи). С одной стороны, это просто забавно, с другой, авторами в монологах героев подчеркивается общая утомленность жизнью любого взрослого человека, а это ощущение очень чувствуется в любом баре обеих столиц.

Кадр из веб-сериала "Бар "На грудь" Realist Web Fest
Кадр из веб-сериала "Бар "На грудь"
© Realist Web Fest

Бонус-трек: "Знакомьтесь, Десмондо Рэй!" (This is Desmondo Ray!)

К сожалению, у этого сериала, авторы которого совместили в одном кадре и красивейшую flash-анимацию, и живых актеров, нет русского перевода, а без него слабо понятно, что происходит. Но это совершенно дикий и необузданный проект с какой-то невиданной и крайне разнообразно проявленной авторской фантазией: странное, извращенное кино о нарисованном толстом лысеющем мужике по имени Десмондо Рэй, который одинок, никому не нужен и неприятен. О нем кто-то невидимый снимает документалку и задает ему непонятные вопросы о том, кто устроил пожар. Потом на улице его встречает карлик и начинает по бумажке читать ему грустные факты о жизни на планете Земля. Это лишь сокращенное содержание всего первых двух серий. Дальше заглядывать не только безумно интересно, но еще и довольно страшно. Хотя, казалось бы, мультик, а вот какие бывают мультики в Австралии.

Другие крутые англоязычные веб-сериалы из программы: "На расстоянии" (он и она ведут дистанционные отношения, в одной серии главный герой он, в другой она), "Даррен на дне" (разговорный грустный ситком о непутевом парне, который переезжает и пытается справиться со своей жизнью), "Когда я вырасту" (гомерически смешная псевдодокументальная передача, где двое тридцатилетних пытаются найти себе работу по душе).

Егор Беликов