13 августа 2018, 18:02

Наведение порядка или удар по "неформату". Эксперты о новых правилах для кинофестивалей

Михаил Почуев/ ТАСС
По мнению некоторых представителей киноиндустрии, от изменений в законе может пострадать зритель, а в выигрыше окажутся пиратские сервисы

ТАСС, 13 августа. Поправки к закону о кинематографии, регламентирующие проведение кинофестивалей в России, вызвали бурную дискуссию в кинематографическом сообществе страны. Эксперты поддержали нововведение об отмене прокатных удостоверений на показы отечественных фильмов на международных киносмотрах и назвали достаточным их ограничение по длительности в 10 дней.

При этом большинство опрошенных ТАСС представителей отрасли всерьез обеспокоены судьбой передвижных киномарафонов, ретроспектив, дней иностранного кино и других форматов, которые не подпадают под определение кинофестиваля и потребуют от организаторов дополнительных усилий, а порой и решения трудновыполнимых задач, чтобы обязательно получить прокатные удостоверения на фильмы, которые они собираются демонстрировать. По их мнению, от изменений в законе пострадает прежде всего зритель, которому усложнят доступ к картинам, составляющим альтернативу кинопрокатному репертуару, и потенциально выиграют пиратские сервисы.

Назревшая необходимость

Возможность показа на международных фестивалях фильмов без прокатного удостоверения, безусловно, упростит бюрократические процедуры для участников, считает режиссер, член Европейской киноакадемии Федор Попов - генеральный продюсер Международного кинофестиваля "Балтийские дебюты", ежегодно проходящего в курортном Светлогорске под Калининградом и единственного в России дебютного смотра молодого кино стран Северной Европы и России. "Если не нужны прокатные удостоверения, то процедуры упрощаются, безусловно. Здесь двух мнений быть не может ", - сказал он ТАСС.

Попов считает принятые законодательные поправки правильными и давно назревшими. "Я допускаю и даже думаю, что так оно и есть, что есть [в законе] какие-то моменты, которые кого-то ущемят, но моя главная позиция заключается в том, что необходимо навести порядок [в фестивальном движении], и то, что порядок наводится - это очень правильно, это своевременно, то есть, это давно пора было сделать", - сказал он.

Позицию коллеги во многом разделяет и руководитель проекта "Малое кино - большое будущее", один из организаторов открытого фестиваля-конкурса детского и юношеского кино "Киновертикаль" в Саратове Ирина Шатылко. "Нововведения действительно помогут... упорядочить и процедуру проведения, и сами кинофестивали. <…> Сейчас у нас достаточно много площадок для проявления творчества, и закон позволит координировать это", - сказала она ТАСС.

По мнению президента ростовского Международного фестиваля мотивационного кино и спорта Bridge of Arts актера Олега Тактарова, принятые поправки к закону о кинематографии могут усложнить организацию только "местечковых" фестивалей, но никак не помешают профессиональным конкурсам. "Сколько фестивалей во Франции - мы знаем только один, Каннский, в Италии, в Германии - так же. Я надеюсь, что у нас все станет на свои места. Профессионалам [поправки к закону] не помешают точно, они помешают только дилетантам, тем, кто решил либо заработать на этом, пропиарить свой город", - рассказал он ТАСС.

Отмену прокатных удостоверений поддержала и замдиректора "Крымского киномедиацентра", который организует смотры на полуострове, Елена Куценко. "Сейчас, конечно, будет гораздо проще получить принципиальное согласие от авторской группы и не [беспокоиться о документах], которые раньше обязательно были нужны", - отметила собеседница агентства. Она также положительно оценила пункт о 10-дневном сроке проведения кинофестивалей. "Мы в Крыму проводим фестивали не более пяти дней, потому что иначе финансово очень тяжело", - сказала она ТАСС.

Облегчением бюрократического бремени считает это изменение и продюсер проходящего в Нижнем Новгороде фестиваля российского кино "Горький fest" Оксана Михеева. "Мы ждали [отмены прокатных удостоверений] и добивались очень давно. Каких-то особых трудностей в получении данного документа не было, однако это занимало много времени, поэтому некоторые картины не доезжали до фестивалей. Отсутствие бюрократической волокиты, несомненно, облегчит жизнь многим авторам", - сказала она ТАСС.

Угроза для национальных фестивалей и независимого кино

Вместе с тем внесение изменений в закон о кинематографии, по оценкам экспертов, оставило не принятыми во внимание несколько важных моментов. Так, программный директор екатеринбургского Открытого фестиваля документального кино "Россия" Инна Демежко выразила опасение в связи с возможным сокращением числа национальных кинофестивалей. "Принятие изменений в нынешней редакции приведет к тому, что первоочередной задачей отечественных фестивалей станет приобретение ими статуса международного. Последует сокращение числа национальных фестивалей, а, следовательно, сокращение зрительской аудитории национального фильма", - сказала она ТАСС, добавив, что особенно болезненным это может стать для неигрового кино.

Неоднозначной мерой, по мнению Демежко, является и ограничение демонстрации фильма в рамках одного фестиваля до двух раз. "Наверное, это оправдано в целях предотвращения параллельного проката. Но только для игрового кино, поскольку его показы на фестивалях, как правило, приносят выручку. Для неигрового кино подобный подход неприемлем, поскольку становится еще одним фактором сокращения зрительской аудитории", - убеждена она.

Из-за поправок в закон организаторам пензенского кинофестиваля "Мужская роль" придется пересмотреть свои планы по включению в программу иностранных фильмов, сообщила ТАСС президент фестиваля, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России Светлана Старостина. Смотр проводится с 2007 года с вручением призов, но без официальной конкурсной программы. "С введением поправок возникнет сложность с тем, чтобы привезти иностранные картины, что мы планировали сделать в этом году. Просто в силу того, что будет очень затратно оформить на них прокатное удостоверение, особенно для фестиваля с небольшим бюджетом", - отметила она.

Ретроспективы под вопросом

В числе наиболее уязвимых категорий киномероприятий в связи с принятыми поправками многие эксперты назвали ретроспективные показы и просветительские проекты, поскольку они не подпадают под введенное в законе определение кинофестивалей.

"Получение прокатных удостоверений станет обязательным для целого ряда независимых компаний, занимающихся ретроспективами, фестивалей национального кино, юбилейных и специальных показов, также для небольших фестивалей без конкурса и жюри. Такие показы - это единственная возможность увидеть на большом экране лауреатов зарубежных фестивалей, классику мирового кино, артхаусные и документальные новинки", - отметили в пресс-службе Международного кинофестиваля "Меридианы Тихого" во Владивостоке. По мнению представителей смотра, в столице Приморского края действие измененного закона коснется организаторов кинопоказов в центре современного искусства "Заря", трансляций и показов спектаклей TheatreHD и региональных фестивалей, проводимых при поддержке посольств и культурных центров.

Вместе с тем, член правления Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов России Александр Бабаян считает, что результатом нововведений может стать сокращение числа показов зарубежной и отечественной классики. "Думаю, [ретроспективы] надо будет просто прекращать, либо надо будет планировать гораздо заранее, получать все документы, прокатные удостоверения", - сказал он ТАСС.

Бабаян поддерживает стремление авторов нового закона регламентировать репертуар кинофестивалей, но лишь отчасти. "Вполне допускаю, что на какие-то фестивали или, пытаясь имитировать фестиваль, людям показывают кино экстремистского содержания, которое бы не пропустили, если бы нужно было получать прокатное удостоверение. Но мне непонятно, почему советское кино ограничили. <…> Всю коллекцию Госфильмофонда нужно было без всяких прокатных удостоверений разрешить показывать", - считает он.

Усложнение условий проведения ретроспектив и частных образовательных кинопроектов прогнозирует и продюсер Международного кинофестиваля имени Тарковского "Зеркало" (Ивановская область) Константин Шавловский. "Получить прокатные удостоверения на [некоторые] фильмы не только трудно, но порой и невозможно. Откуда взять диалоговые листы к ранним фильмам Сидни Люмета, как предоставить обязательную копию фильма в Госфильмофонд и, главное, зачем?", - сказал он в комментарии ТАСС.

Преимущества для "пиратов"

По мнению Шавловского, изменения в законе могут привести к росту популярности пиратских сайтов. "Когда у зрителей есть возможность в течение всего года собираться, смотреть качественное кино и обсуждать его - это создает "сообщества умных зрителей". <…> И законом, который принят, удар нанесен, в первую очередь, по этому зрителю. <…> Так что единственные, кто выиграет от этого закона - это пиратские сервисы, ведь те, кому нужно хорошее кино - пойдут туда", - считает он.

Руководитель дирекции "Время кино", организующей в Казани молодежный кинофестиваль и одноименный форум, Альбина Нафигова также опасается, что зритель в поиске качественного кино может предпочесть кинозалу интернет. "Фестивальная инфраструктура для многих фильмов - единственная альтернатива кинопрокатному репертуару. Он, конечно же, не сможет удовлетворить зрительскую потребность, зритель уйдет в интернет из артхаусных однозальников, с фестивальных площадок, и уйдет именно лояльный зритель", - высказала Нафигова свое мнение ТАСС.

Кино без кинотеатров

Поправки к закону, по мнению экспертов, усложнят проведение внеконкурсных программ и ограничат доступ к кино там, где не проводятся фестивали и где нет регулярных кинопоказов. Так, по словам директора международного кинофестиваля стран Арктики Arctic open (Архангельск) Тамары Статиковой, непонятно, как в дальнейшем проводить киномарафон, в ходе которого в районах области жители имеют возможность посмотреть фестивальные фильмы в формате киноклуба. "Это возможность показать фильмы там, где нет кинотеатров. Непонятно, как с этим быть - прокатное удостоверение для показа в библиотеке, в киноклубе?" - сказала Статикова.

Организаторы международного кинофестиваля в Мурманске "Северный характер" ежегодно через два месяца после основного мероприятия также проводят киномарафон, в рамках которого по согласованию с авторами фильмов-лауреатов показывают ленты в маленьких городах, поселках и деревнях Мурманской области. "Киномарафон идет два месяца, и, конечно, все эти события происходят за пределами конкурса, это социальная миссия нашего фестиваля, все показы бесплатны для зрителей. С принятием этих поправок хорошее дело будет прекращено, в проигрыше останутся жители Мурманской области", - отметила президент фестиваля Светлана Солдатова.