"Тексты Успенского вошли в культурный код россиян"
Соболезнования и воспоминания о писателе Эдуарде Успенском — в материале ТАСС
14 августа стало известно о смерти писателя Эдуарда Успенского. Автор книг "Крокодил Гена и его друзья" и "Дядя Федор, пес и кот" умер в возрасте 80 лет в Москве. Соболезнования и воспоминания о писателе — в материале ТАСС.
Соболезнования в связи со смертью писателя выразили президент РФ Владимир Путин и российский премьер-министр Дмитрий Медведев. Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал смерть Успенского невосполнимой утратой для российской литературы.
Герои и произведения Эдуарда Успенского вошли в культурный код нескольких поколений россиян. Об этом в беседе с корреспондентом ТАСС заявил директор "Центра поддержки отечественной словесности", генеральный директор премии "Большая книга" Георгий Урушадзе.
"Тексты Эдуарда Николаевича и его герои вошли в наш культурный код. Только выдающихся деятелей искусства называют "живой классик". Жалко, что теперь от эпитета останется просто "классик", - сказал собеседник агентства.
По его словам, Успенский был любимым писателем детей, родившихся в 1970-1990-х годах. "Не каждому удается "царить" в литературе, тем более в детской, так долго и продолжать активно работать, вставать на защиту авторских прав", - добавил он, отметив, что писатель всегда "общался по-простому - и со взрослыми, и с детьми".
"Фигура мировой величины"
В свою очередь член экспертного совета Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков "Книгуру" Шамиль Идиатуллин назвал Успенского фигурой мировой величины, с уходом которого и читатели, и писатели осиротели.
"Успенский был фигурой мировой величины с очень разнообразным, веселым и дерзким талантом", - сказал собеседник агентства. Идиатуллин подчеркнул, что Успенский умел писать и для детей, и для взрослых.
"Он подарил человечеству Чебурашку с Крокодилом Геной, Матроскина, братьев Пилотов, Веру и Анфису, Собаку, а может быть, корову, и еще очень многих бессмертных героев", - добавил он.
Идиатуллин отметил, что Успенский невероятно много сделал для читателей, для отечественной культуры и для российских детских писателей, которых "опекал, натаскивал, учил жить и прикрывал". "Сегодня все мы - и писатели, и читатели, просто люди, выросшие на неправильных бутербродах и песенке про одну простую сказку немножко осиротели", - добавил он.
"Один из лучших детских писателей современности"
В пресс-службе киностудии "Союзмультфильм" Успенского назвали одним из лучших детских писателей современности.
"Это был один из самых лучших детских писателей современности, подаривший нам множество замечательных, по-настоящему теплых и запоминающихся сказочных образов. Эдуард Николаевич обладал редким талантом. Его произведения любимы многими поколениями детей и взрослых", - сообщили ТАСС представители киностудии.
Они также отметили, что сожалеют о том, что не смогут воплотить совместные творческие планы. "Мы расстались с писателем на очень позитивной ноте, уладили все разногласия и построили новые совместные творческие планы. Нам очень тяжело осознавать, что воплотить их в жизнь мы вместе уже не сможем", - сказали в "Союзмультфильме".
"Носители русской культуры должны воспитывать детей на книгах Успенского"
Режиссер, художественный руководитель детского юмористического киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский уверен, что дети должны расти на книгах Эдуарда Успенского и созданных по ним мультфильмах.
"Сколько бы ни прошло лет, мы обязаны воспитывать наших детей на книжках и мультфильмах, созданных Эдуардом Николаевичем, потому что вот это и есть настоящая российская ментальность. Чтобы дети выросли с человеческим сердцем, в них надо закладывать вот эти добрые, нежнейшие книжки Эдуарда Николаевича", - подчеркнул Грачевский.
Режиссер отметил, что Успенский с гордостью носил звание детского писателя, и напомнил, что он сыграл большую роль и в становлении "Ералаша". "Эдуард Николаевич Успенский полгода был главным редактором журнала "Ералаш", потом он был главным редактором Киностудии имени Горького. Эдуард Николаевич играл огромную роль в обсуждении того, как должен выглядеть "Ералаш", когда он создавался в 1974 году", - подчеркнул он.
"Он всегда хотел придумать что-то новое: только появляется "АБВГДейка", а у него уже идея журнала для детского сада, чтобы он был размером с двери, его приносили бы два почтальона, и дети сидели бы вокруг и читали. Вот такой был Эдуард Николаевич: все время что-то сочинял", - сказал Грачевский. "Это великий детский писатель. Все - с большой буквы", - подытожил он.
"Душа современного городского эпоса"
Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Дашкевич назвал Успенского душой современного городского эпоса.
"Он [Эдуард Успенский] - народный человек. То, что он сделал, останется в памяти народа. И "Чебурашка", и все его детские рассказы - это все очень похоже на современный городской эпос. Он был душой современного городского эпоса. Многие даже не будут помнить, что это сочинил Успенский, но то, что он сделал, это настолько ярко, остроумно и весело, что это запоминается", - сказал Дашкевич.
Он отметил, что Успенский для многих детей был проводником по жизни. "Очень жалко, что уходят такие люди. Я скорблю с его родными и со всеми детьми, для которых он был один из таких веселых проводников по жизни", - добавил композитор.
Мелодия Дашкевича "Сказочная тема" использовалась в советском фильме-сказке "Там, на неведомых дорожках…", поставленном по книге Эдуарда Успенского "Вниз по волшебной реке".
"Фантазер и выдумщик"
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой отметил, что Успенский был большим писателем, художником, выдумщиком и фантазером, который сделал необычайно много для многих поколений читателей.
"Мы потеряли по-настоящему большого писателя, фантазера и выдумщика, - сказал собеседник ТАСС. - Было бы важно сейчас вспомнить Эдуарда Николаевича как большого художника, который сделал необычайно много для всех нас. Ушел из жизни удивительный человек, который учил детей фантазировать вместе с ним".
Швыдкой отметил, что Успенский также был необычайно талантливым автором песен, "которые исполнял сам с огромным удовольствием".
Специальный представитель президента добавил, что работа в советские годы в литературе "позволяла писателям фантазировать без границ, реализовывать свои самые смелые фантазии". "Успенский пользовался этим сполна. Даже если бы он придумал только один образ Чебурашки, он навсегда остался бы в истории литературы, анимации", - сказал он.
"Волшебный книжный мир детства"
Глава Роспечати Михаил Сеславинский отметил, что всех объединяет искренняя любовь к творчеству Эдуарда Успенского.
"Это волшебный книжный мир детства, зачитанный до дыр, каждый взрослый и юный читатель в нашей стране знает Чебурашку, Матроскина и многих других замечательных героев его книг, слегка наивные герои, которые всегда знают, что такое порядочность и верность. С ними мы не просто веселились, но научились дружить, любить и сострадать. Легкое и доброе отношение к жизни лежит под каждой обложной книг Успенского на 25 языках мира. Очень грустно, что больше не будет его новых смешных и поучительных историй", - сказал глава Роспечати.
"Большой ребенок"
Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств России Григорий Гладков считает, что Успенский всегда оставался большим ребенком.
"Он был большой ребенок, и он таким и остался. В обычной жизни он был очень практичным, но вот в своем внутреннем мире - ребенок. Он был окружен такими же детьми, учениками своими, которыми он очень гордился", - сказал композитор.
Гладков отметил, что познакомился с Успенским во время работы на "Мосфильме" над мультфильмом "Пластилиновая ворона".
"Это была одна из его авантюр, как считали советские чиновники. Он всегда помогал молодым, помог и мультипликаторам Александру Татарскому и Игорю Ковалеву: они показали ему самодельный мультфильм, сделанный по моей "Песне о картинах" на стихи Александра Кушнера, и мы под его опытным руководством сделали фильм из трех частей, одна из которых была на его стихи... И вот этот мультфильм - такое веселье, фантазия, трансформер... Как и вся наша жизнь, очень веселый", - рассказал композитор.
По словам Гладкова, Успенского "горячо любили и дети, и родители, и бабушки, и дедушки, и люди всех возрастов". "Такие люди не умирают, потому что в каждом доме есть или книжка, или кассета, аудио- или видеодиски с его произведениями - сказками, стихами", - отметил композитор.
"В деревне Троицкое в Ярославской области Успенский купил дом. И там ему удалось помирить двух местных женщин, а в деревне, знаете ли, поругаться - страшное дело, пространство-то маленькое. <...> Он помирил женщин с помощью писем: через него дамы передавали послания друг другу, а потом этот сюжет он в "Простоквашино" и перевел", - также рассказал Гладков.
"Великий сказочник и большой хулиган"
Детский писатель Станислав Востоков назвал Успенского великим сказочником и большим хулиганом.
"Умер Эдуард Николаевич, великий сказочник и большой хулиган. Ему удалось то, что удается очень немногим писателям: он сумел создать героя, ставшего символом детства - Чебурашку. Он придумал свой мир - Простоквашино, где так уютно и весело жить рядом с хитрым Матроскиным, простодушным Шариком и въедливым Печкиным. Приход Эдуарда Николаевича в литературу был подобен фейерверку, который осветил наше детство", - сказал Востоков.
По его словам, Успенский вместе с писателями Юрием Ковалем и Григорием Остером совершили "настоящую революцию" в детской литературе. "Новое поколение авторов было ближе и понятнее детям, а скучная назидательность с тех пор стала дурным тоном. При этом Успенскому удалось многое за пределами литературы - "Радионяня", "АБВГДЕйка", "В нашу гавань заходили корабли…", десятки замечательных мультфильмов и спектаклей", - отметил писатель.
Во время записи передачи "Линия жизни" Успенского спросили, сколько он сделал из того, что планировал. Он ответил: "Процентов сорок". "Эдуард Николаевич, давайте не будем лукавить, вы выложились на все сто! И огромное вам спасибо за это", - сказал Востоков.
Критик детской литературы Ксения Молдавская в беседе с корреспондентом ТАСС заметила, что Успенский был для многих нынешних писателей учителем, другом, защитником и поддержкой. Несмотря на непростой характер, Успенский помогал многим и многих поддерживал, напомнила она. "Его авторитет открывал чиновничьи двери и помогал рождению очень важных детских литературных проектов, например, Фестиваль и Премия Чуковского", - сказала собеседница агентства.
"Он призывал всех жаловаться на несправедливость, и не абы кому, а сразу министру! Даже, если течет кран", - рассказал в свою очередь Гладков.
"Нам надо немножко помолчать, свыкнуться со словом "был" и тогда уже говорить о нем с точки зрения вечности. Может быть, резко, иронично, в духе самого Успенского, но - с непременным огромным уважением и любовью", - также добавила Молдавская.
"Человек-фейерверк"
Режиссер анимационного кино, один из создателей студии "Пилот" Игорь Ковалев отметил, что Успенский удивлял коллег неиссякаемым потоком новых идей.
"Успенский - это человек-фейерверк, неугомонный человек, у которого всегда была куча контрастных идей для новых книг, сценариев фильмов", - отметил Ковалев.
Режиссер был знаком с Успенским с 1979 года. "Мы работали на двух фильмах - "Пластилиновая ворона" и "Следствие ведут колобки". За это время он столько предлагал идей! Просто совершенно не хватало времени", - вспомнил он.
По словам Ковалева, Успенский "сильно отличался от всех советских и российских писателей". "Он был приверженцем школы абсурда, парадоксальной литературы для детей, что нас с коллегой - к сожалению, ныне тоже покойным Александром Татарским - всегда прельщало... Да что там говорить: Успенский стал классиком при жизни и оставил невероятный след в детской литературе и в анимации", - сказал Ковалев.
"Добрый волшебник"
Мэр Москвы Сергей Собянин также выразил соболезнования родным и близким Эдуарда Успенского.
"Большой мастер и добрый волшебник, Эдуард Успенский рассказал много веселых, остроумных и поучительных историй. Чебурашка и крокодил Гена, Дядя Федор и кот Матроскин стали верными друзьями миллионов детей и взрослых", - говорится в телеграмме, опубликованной на официальном портале мэра и правительства Москвы.
По словам Собянина, в России практически все дети и взрослые знакомы с произведениями Успенского. "В нашей стране не найдешь человека, которому не было бы знакомо его творчество. Когда уходят такие люди, уходит целая эпоха", - отметил он.
"Реактивный человек"
"Сколько себя помню в издательстве "Малыш", с 1983-1984 годов, вот именно с этого времени помню и Эдуарда Николаевича, ему было 48 лет на тот момент. У него на тот момент был другой редактор - Диана Петровна Цыбина. Она звонила Эдуарду Николаевичу и говорила: "Эдик!", и добавляла, что нужно сделать, что нужно изменить в тексте. И было слышна между ними какая-то легкая перебранка", - рассказала главный редактор издательства "Малыш" Ольга Муравьева.
По ее словам, Успенский сопротивлялся-сопротивлялся, но потом сдавался и соглашался с правками. "Я думала: "Боже, как же можно такого великого человека, уже написавшего практически все свои самые известные произведения, называть "Эдик", - добавила собеседница агентства.
Она напомнила, что Успенский вел при издательстве "Малыш" семинары для молодых авторов, многие из которых позднее стали известными детскими писателями. Среди них Андрей Усачев, Тим Собакин, Марина Потоцкая и многие другие.
"Эдуард Николаевич никогда не сидел на месте, он все время бегал. У него было всегда полным-полно дел. Он был очень реактивный человек, очень быстро излагал какие-то свои идеи, быстро переключался на другие. Такое было впечатление, что он все время спешит, спешит везде успеть", - рассказала Муравьева.
И ему действительно удалось успеть очень много за свою литературную жизнь, добавила она. "Я тут поднимала приложение к договору с ним и не поленилась, пересчитала количество произведений, на которые у нас заключен договор - это 333 произведения, можете себе представить?" - поделилась главный редактор.
Среди этих произведений, за исключением автобиографии, было только одно, написанное для взрослых - "Лжедмитрий Второй, настоящий". "Общественность и читатели не восприняли Успенского как взрослого писателя, признавали его только как детского писателя. Его это огорчало. Конечно, каждому писателю хочется попробовать себя в разных ипостасях", - рассказала собеседница агентства.
Не только Чебурашка
Она добавила, что Успенский всегда добивался всего своим трудом и был невероятно трудолюбивым человеком. Он создал огромное количество персонажей, которых любят дети и взрослые во всем мире. Его произведения переведены на множество языков. Сам писатель с гордостью говорил о том, что его обожают в Германии, Финляндии, Японии.
"К сожалению, вспоминают все время одних и тех же персонажей. Вспоминают не все истории про Чебурашку и крокодила Гену, а их пять или шесть. Вспоминают Чебурашку, Простоквашино, но не вспоминают, например, шикарную сказочную повесть "Вниз по волшебной реке", "Меховой интернат", сказки про девочку Веру и обезьянку Анфису, не вспоминают его Колобков или Жаб Жабыча - у него трилогия написана про Жаб Жабыча, он очень любил этого персонажа", - отметила Муравьева.
Также Успенский написал множество стихотворений. "Я считаю, у него абсолютно гениальные стихи. Одно из моих любимых стихотворений - "Сумерки". У него таких стихов, написанных и по-детски понятных, и игровых, веселых очень много", - сказала главный редактор.
По ее словам, Успенский был настоящим борцом. "Он создавал жизненные принципы и поддерживал их всю жизнь, боролся за них. Успевал везде. Невероятная жизненная активность, не каждому этому дано", - заключила она.
Человек с "колоссальным количеством энергии"
Писатель Андрей Усачев рассказал ТАСС о своих отношениях с Успенским.
"Все эти годы я с ним общался, был близок с ним и его семьей, - сказал Усачев. - Для меня смерть и Эдуард Николаевич плохо вяжутся, потому что вокруг него всегда кипела какая-то жизнь, как к нему ни приходишь, а у него тут и журналисты, и писатели, художники, слесари, собаки прыгают, птицы… Этот человек был наполнен колоссальным количеством энергии, жизни. Он умел всем этим делиться, и это было очень важно, в этом не было чистого эгоизма, когда человек все только для себя делает, ему было важно, чтобы у всех было хорошо, чтобы, если справедливость, то она должна существовать для всех".
"Он великий. О чем мы говорим? Великий просто", - заключил Андрей Усачев.
"Культовый писатель"
Успенский был культовым писателем, его уход - это большое горе, сказал ТАСС председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов.
"Это большое горе, когда умирает счастье целого народа, а ведь Успенский был счастьем своего народа. <…> Конечно, это был культовый и любимый народом писатель", - сказал собеседник агентства.
Попову довелось несколько раз встречаться с Успенским лично. "Мы с ним были на книжной ярмарке в Киеве вместе [в начале 2000-х годов]. Очень яркие впечатления остались, - вспоминает он. - Все, кто даже еще не читал [его книги], знали, что Чебурашка - это символ нашей жизни, нелепый и добродушный".
Большой потерей для всех россиян назвал уход Успенского Народный артист СССР Олег Басилашвили. "Это очень горько. Уход из жизни человека вообще трагичен, но в данном случае, когда уходит талантливый человек, добрый человек, это вдвойне, втройне тяжело. Поэтому уход Успенского из нашей жизни - это большая для нас для всех потеря", - сказал актер ТАСС, выразив соболезнования родным и близким писателя, а также читателям.
С участием Басилашвили были записаны песни для мультфильма "Про Веру и Анфису", созданного в 1986 году по мотивам повести Успенского. "Очаровательные песенки. Я их с удовольствием вместе с детским хором пел. Сказка об обезьянке Анфисе и девочке - так же очаровательна, как вся его литература, особенно посвященная детям", - отметил он.