17 АВГ, 14:31

"Непрощенный" с Дмитрием Нагиевым и другие неожиданные российские фильмы 2018 года

Кадр из фильма "Непрощенный"

Комедия от первого лица, драма о студентах-психиатрах и, возможно, новый главный русский фильм о 90-х — с фестиваля "Окно в Европу"

В Выборге закончился фестиваль "Окно в Европу". Он считается вторым по значимости среди фестивалей, где показывают отечественное кино после "Кинотавра". Здесь в конкурсе часто появляются фильмы, которые выглядят в программах авторского кино немного неуместно, а иногда даже получают призы. Так, в этом году выиграл единственный жанровый фильм в конкурсе под названием "Папа, сдохни". 

Но зато на "Окно в Европу" попадают и те фильмы, которые по разным причинам не пролезли на "Кинотавр", и вот там уже много поискового и очень экспериментального кино. Кроме, как уже стало понятно, революционной "Кислоты" с "Кинотавра", в этом году и в начале следующего выйдет немало фильмов, которых на нашем горизонте совсем никак нельзя было ожидать.

"Непрощенный"

Что это: драма Сарика Андреасяна, тихая и противоречивая.

' YouTube/iVideos'

Вопреки всему, "Непрощенный" с Дмитрием Нагиевым в главной роли — это кино почти не манипулятивное. Скорее его можно описать как мемориальное, хранящее благоговейную тишину.

Это реальная история Виталия Калоева, у которого вся семья погибла в авиакатастрофе над Германией по вине диспетчера: в небе столкнулись два самолета, и в одном из них сидела вся его семья — жена, дочь и сын. Что произошло дальше, многие знают из новостей, и сам Сарик держится как может и не дает никаких авторских оценок произошедшему. И пусть не гнушается в некоторых сценах отчаянного символизма (капля крови на фото родных, видящиеся вдалеке силуэты семьи, которой уже нет), но остается довольно беспристрастным наблюдателем, что фильму, такому противоречивому, только на пользу.

Дмитрий Нагиев, в этом фильме предельно сдержанный, в то же время максимально перевоплотился в человека взрослого и серьезного, со своими привычками и твердыми убеждениями. То есть, правда, можно смотреть на телеведущего в кадре и не думать о том, что это тот же человек, который в "Больших гонках" командовал "выпускать бычка". Лишь пару раз он в самых драматичных моментах, что называется, "дает петуха" и напрасно переигрывает.

К тому же в фильме многовато сцен, которые можно было бы назвать финальными, и они все идут и идут подряд и никак не заканчиваются, и там многовато Нагиева в замедлении (особенно возмущает драматичный троекратный стук в дверь в решающий момент, сопровождаемый аккордами саундтрека, которые звучат с диапазоном секунд так в десять), но все же это первое кино Андреасяна, которое хочется обсудить.

В прокате с 27 сентября.

"Хрусталь"

Что это: новое главное кино о российских 90-х после "Брата".

' YouTube/ART Corporation'

Вообще, говоря про выборгский фестиваль "Окно в Европу", нужно понимать, что он довольно стариковский, существует уже больше четверти века, он довольно периферийный и в плане местонахождения, и в плане значения для национального кинематографа. Его программе присуща излишняя сдержанность, хотя в прошлом году, например, именно здесь удивленные исследователи открыли для себя существование фильма "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов".

В этом же году и вовсе случилось чудо — фильм "Хрусталь", до этого триумфально выигравший кинофестиваль в Одессе и показанный на престижном в целом смотре в Карловых Варах. Это сокрушительно точное и свежее кино о 90-х, выходящее далеко за пределы стереотипов о том, что, мол, в 90-е убивали людей и все бегали абсолютно голые, электричества не было нигде, только драки за джинсы с кока-колою.

В дикие 90-е девочка-рейверша, живущая то дома, то с другом-героинщиком, работающим в видеопрокате, пытается получить визу в Америку и уехать. Она указывает в анкете не тот номер телефона, чтобы обмануть консула по поводу ее работы, и в итоге ей приходится ехать в отдаленный белорусский поселок, где градообразующим предприятием является хрустальный завод, где зарплату работникам давно платят исключительно хрусталем.

Там она встречается с постсоветской глубинкой, в которой весело и страшно. Кино о конфликте между городом и деревней, между новым и старым говорит куда больше о 90-х, чем все попытки наших кинематографистов что-то сформулировать об этом безумном десятилетии со времен "Брата".

С другой стороны, из "Хрусталя" выясняется, что 90-е, время дикой, безудержной, убийственной свободы, были к тому же дьявольски, по-злому красивым временем. Даже самые болезненно узнаваемые детали (ковер на стене, застолье с майонезными салатами, разбитые дороги, междугородние автобусы, что угодно) отзываются в сердце теплом.

В общем, не забудьте это кино, к нему еще много раз будут возвращаться в этом году.

Пока в прокат не выходит, но, судя по кулуарным разговорам, этот фильм вполне могут показать в кинотеатрах.

"Амбивалентность"

Что это: важное и фактурное кино о напрасно прожитой молодости.

' YouTube/Фестиваль российского кино ОКНО В ЕВРОПУ'

Двое студентов психиатрического отделения шатаются по Москве. Один — пай-мальчик, занимается стрельбой из лука, хочет любви, но у него, кажется, еще никого не было. Другой спит с его матерью (при его же живом отце), которая работает экскурсоводом в музее и которая, вообще-то, все еще замужем за отцом ее сына. Именно о его духе мятежном, что просит бури, и снято кино: он ходит в ненавистный институт, пьет в придорожных кафе, лежит на ночной трассе на проезжей части и курит, а еще раз за разом встречается с мамой друга, которая тоже не может сопротивляться соблазну.

Это тонкий и очень умный фильм. Сценарий писали авторы "Зимнего пути", другого хита "Окна в Европу", а снимал Антон Бильжо, автор удивительного, ни на что не похожего фильма "Рыба-мечта", вышедшего пару лет назад. Здесь есть и городская лирика, и конфликт между любовью и злой страстью, и дикие, необузданные сцены секса, снятые то в стробоскопе гаснущей и вспыхивающей в застрявшем лифте лампы, то просто с низкой частотой кадров в секунду (ах, эта волнующая сцена с гирляндой! Описать ее нельзя, попробуйте нафантазировать себе свою, пока не видели фильм).

Солирует Данил Стеклов, один из главных киноартистов 2018-го (только в этом году выйдет четыре полнометражных фильма с ним). Его герой — немыслимый бунтарь, его друг — опасный консерватор. Их отношения, как и двусмысленные любовные отношения протагониста с занятой женщиной сильно старше его, не закончатся ничем хорошим.

Выйдет в прокат, дата релиза пока не известна.

"Фагот"

Что это: очень смелая комедия, снятая на айфон от первого лица.

' YouTube/Фестиваль российского кино ОКНО В ЕВРОПУ'

Парень (весь фильм мы смотрим его глазами) все пытается расстаться со своей девушкой, но ему никак не хватает смелости. Они занимаются сексом, ходят куда-то, ругаются, а он все не может придумать отмазку. Наконец он решает заявить ей, что он гей, и с этого момента его жизнь, как и восприятие им самого себя, кардинально меняется.

Фильм действительно снят от первого лица, но здесь, как в каком-нибудь "Хардкоре", нету ни экшена, ни крови, здесь одни ироничные разговоры о жизни, и айфоновская оптика восприятию в данном случае очень помогает: примерно так выглядят записи с пьяных кухонных посиделок обычных людей. Этот фильм, конечно, не очень ровный, отдает любительщиной, в нем не лучший звук, в нем много и очень по-человечески ругаются матом. Он короткий, всего час вместе с титрами. И тем сильнее ощущается шокирующе быстрый переход от пошловатой и откровенной комедии к неожиданной трансгрессивной драме.

И — да, "Фагот" — это, конечно, не только дудка такая, это еще и faggot, то есть английское ругательство, означающее "гей" и являющееся омографом (то есть словом, которое пишется в транскрипции так же, а произносится по-другому) несчастного духового инструмента. Вот и думайте, о чем на самом деле этот фильм.

Пока в прокат не выходит, но, судя по кулуарным разговорам, этот фильм вполне могут взять.

Егор Беликов

Читать на tass.ru