19 октября 2018, 12:12
Статья
Куда сходить

Лучшие спектакли за Садовым кольцом. Что смотреть в регионах в этом сезоне

Театральный критик Анастасия Паукер — о семи постановках, ради которых стоит поехать в Пермь, Псков и даже Новосибирск
Сцена из спектакля "Три сестры" театра "Красный факел". Виктор Дмитриев, Фрол Подлесный/ театр "Красный факел"
Сцена из спектакля "Три сестры" театра "Красный факел"

Самый интересный российский театр расползается не только за пределы Садового кольца, но и в целом московскими и питерскими границами пренебрегает. Если нет возможности оказаться на выходных где-нибудь за Уралом, то стоит следить за гастролями этих театров в столице или ждать начала "Золотой Маски", которая ежегодно высаживает в Москве десант из представителей лучшего отечественного театра.

"Три сестры", театр "Красный факел", Новосибирск

Режиссер — Тимофей Кулябин

Ближайшие показы — 10 и 11 ноября

Тимофей Кулябин славится тем, как виртуозно и въедливо к каждому произведению (а он отдает предпочтение классике) подбирает уникальный метод подключения. В случае с Чеховым его ключом неожиданно оказался жестовый язык, на котором общаются все обитатели дома Прозоровых в течение более чем четырех часов. Доводя до крайности идею неспособности чеховских героев услышать друг друга, он и вовсе лишает их слуха и бескомпромиссно отказывает им во всякой надежде на связь с внешним миром. Между ними и вожделенной Москвой вырастает непреодолимая стена из тишины, невнятного бормотания и отчаянных криков.

Жестовая интерпретация "Трех сестер" наверняка когда-нибудь войдет в историю, а на данный момент уже получила "Золотую Маску" и побывала на самых престижных мировых фестивалях.

"Фальшивый купон", "Коляда-театр", Екатеринбург

Режиссер — Николай Коляда

Ближайший показ — 18 января (Театральный центр на Страстном, Москва) 

Мастер разухабистого китча Николай Коляда поставил один из своих самых трагических спектаклей. Его хор идет по этапу, акробаты того и гляди ненароком сорвутся с канатов в цветах триколора, а проникновенные и ироничные диалоги взрываются удалью казачьих песен и массовых танцев. Толстовская история о том, как был подделан денежный купон, и зло, рожденное невинной шалостью, пошло по земле русской, становится в руках Коляды агонией куража и хтонической народной печалью.

Охотиться за спектаклями Коляды стоит каждую зиму в Театральном центре на Страстном во время ежегодных гастролей "Коляда-театра".

"Индивиды и атомарные предложения", Творческая лаборатория "Угол", Казань

Режиссер — Всеволод Лисовский

Ближайший показ — 27 октября

Главный интеллектуал-маргинал российских просторов Всеволод Лисовский не только постоянно расширяет свою географию, но и крушит все существующие жанры. Он сочинил 48-часовой железнодорожный вояж из Москвы в Курск и обратно "Сквозь/Скольжение по возможностям", спектакль-молчание хронометражем один час "Молчание на заданную тему", импровизированный панк-променад по улицам Москвы "Неявные воздействия" и еще массу увлекательных непотребств.

"Индивиды и атомарные предложения" — спектакль, осмысляющий реальность одновременно с помощью математических формул и бытовой "гуманитарной" болтовни. Зрителю выдаются наушники и предоставляется возможность выбрать формат постижения действительности: один канал транслирует трактат Бертрана Расселла, другой — сиюминутные мысли, которые приходят в головы актеров, стоящих на сцене. Сталкивая два типа мышления, два "кода", Лисовский обнаруживает их равное бессилие в акте познания.

"Река Потудань", Псковский театр драмы им. А.С.Пушкина

Режиссер — Сергей Чехов

Ближайший показ — 21 октября

Спектакль Сергея Чехова по произведению Андрея Платонова представляет собой двухуровневую структуру, в которой визуальный ряд существует отдельно от звукового: текст повести транслируется в динамиках, а артисты на сцене, не произнося ни слова, существуют в параллельной реальности дома престарелых, к сюжету прямого отношения не имеющей.

Таким образом зритель одновременно следит за двумя историями: вернувшимся с войны красноармейцем, примеряющим себя к новой жизни, и медсестрой, переживающей весь спектр взаимодействий с миром — от любви до насилия. Тонкое противоборство героев Платонова друг с другом, со временем и с самими собой то смыкается с историей медсестры и подопечных дома престарелых, то рикошетит от нее, рождая дополнительные смыслы в этих зазорах и сближениях.

"Я здесь", театр "Старый дом", Новосибирск

Режиссер — Максим Диденко

Ближайший показ — 20 ноября

Минималистский текст Льва Рубинштейна, один из тех самых, написанных в 70–90-х годах на библиотечных карточках, необходим Максиму Диденко как максимально разомкнутая структура, над которой он надстраивает свою концепцию. Режиссера интересует тема подавления свободы: в его сдержанной пластической работе нет четкой грани между репрессирующими и репрессируемыми, между прошлым и настоящим. Он создает пространство тоталитарного угнетения человека на сложном пересечении текста, пластики и видео-ряда. Получившаяся конструкция неслышно обращается к общему на всю страну гену гнета и непротивления.

"Пьяные", "Театр-Театр", Пермь

Режиссер —  Марат Гацалов

Ближайший показ — пока неизвестно

Одну из самых популярных пьес Ивана Вырыпаева в Перми поставили режиссер Марат Гацалов и композитор Сергей Невский. Сцены экзистенциальных прозрений неумеренно выпивших людей Гацалов помещает на поворотных кругах, вращающихся в разные стороны, тем самым окончательно лишая своих героев земли под ногами и возможности донести друг до друга свои хрупкие мысли.

Все, что им, затерянным в космосе, остается в качестве опоры — сиюминутность вечных истин о любви, добре и зле, которые, не будь они пьяны, звучали бы конфузливо и высокопарно. Музыка Сергея Невского, исполняемая оркестром, расположившимся в ложах, становится постоянным аккомпанементом действия и вступает с ним в сложные, порой ироничные отношения, усиливая эффект кругового, планетарного движения.

"Ханана", Театр 18+, Ростов-на-Дону

Режиссер — Юрий Муравицкий

Ближайший показ — 11 ноября

Пьесу Германа Грекова о беспросветном быте и бытии русской деревни Юрий Муравицкий помещает за пленку, отгораживающую сцену от зрительного зала. История сельской жительницы Хананы, ее неуравновешенного сына-насильника и обмякшего глухого мужа за этим пленочным "кривым зеркалом" обретает необходимое остранение: актеры максимально уходят от бытоподобия, спасаясь от убийственной безысходности с помощью тонко выдержанного гротеска.

Их спины сгорблены, движения и голоса умеренно карикатурны, но, оказываясь за пределами "пленочного" пространства, они выпрямляются и обретают реальные черты. Спектакль филигранного актерского существования и ироничной экзистенциальной беспросветности.