Все новости

Выставка основателя романтического концептуализма Виктора Пивоварова открылась в Москве

В экспозицию вошел цикл художника "Москва, Москва!" и его альбом "Действующие лица"

МОСКВА, 23 октября. /ТАСС/. Выставка одного из основателей московского романтического концептуализма Виктора Пивоварова, получившая название "Московский альбом", открылась в Мультимедиа Арт музее (МАММ) во вторник вечером. Художник рассказал на открытии, что это его попытка призвать людей осмотреться и "остановить прогресс", передает корреспондент ТАСС.

В экспозицию вошел новый живописный цикл художника "Москва, Москва!" (2017), а также его альбом "Действующие лица" (1996). Будут показаны и малоизвестные альбомы - "Если" (1995) и "Флоренция" (2005-2010), которые многие зрители увидят впервые. Выставка также включает в себя саунд-инсталляцию из сохранившихся аудиозаписей выступлений Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Юрия Лотмана, Сергея Аверинцева, Юрия Мамлеева и Генриха Сапгира - философов, ученых, писателей, поэтов, чье творчество и тексты неразрывно связаны с творчеством самого художника.

"Московский зритель - капризный зритель. Он не любит, когда ему без конца подсовывают одно и то же и когда слишком часто выставляются одни и те же художники", - сказал Пивоваров.

Он напомнил, что буквально два года назад у него была большая выставка в московском музее "Гараж" и в Пушкинском музее. Тем не менее, как говорит художник, он решился на "рискованный шаг" - провести нынешнюю выставку в МАММ.

"Конечно, я не исключаю нормального тщеславия, которое есть у каждого художника. Потому что художники, как дети - нарисуют картинку и сразу бегут к маме и папе: "Смотри, смотри, что я нарисовал!" Так и я - закончил этот цикл ("Москва, Москва!") и побежал в Москву показывать, чтобы меня по головке погладили. Но поскольку художник существо "многоэтажное", то тщеславие - это первый этаж, а на пятом этаже происходят вещи совсем другие", - пояснил Пивоваров.

Другой причиной, почему он решился на выставку в столице спустя два года, художник назвал попытку донести до публики то, что не удалось донести в прошлый раз. "Когда я показывал свою выставку "Потерянные ключи", то этот мой слабый писк не был услышан. Мне кажется, никто не понял, о чем я хотел сказать", - считает художник.

Остановить прогресс

"А хотел я сказать вот что. Многие из вас знают о знаменитой встрече обэриутов Даниила Хармса и Александра Введенского с Казимиром Малевичем", - поделился Пивоваров и напомнил, что Введенский и Хармс, идя на прием к Малевичу, сняли перед его кабинетом башмаки и вошли к нему босиком и встали на колени.

"И Малевич тоже встал на колени и приветствовал молодых ребят. Эту историю знают многие, но мало кто помнит, что сказал Малевич этим молодым хулиганам на прощание. Он им сказал: "Идите и остановите прогресс!" - пояснил художник.

Как говорит Пивоваров, тогда совершенно никому не было понятно, что имелось в виду. "А сейчас, я думаю, каждый из нас понимает, что прогресс привел цивилизацию на край бездны. Что нужно остановить его, что нужно вернуться, что нужно каким-то образом осознать, к чему он ведет. Мои усилия страшно слабые, и мой голос страшно слабый, но в своей серии "Москва, Москва!" я возвращаюсь к словарю супрематизма, устаревшему словарю, но именно с этой целью - попробовать напомнить людям, в каком положении мы все находимся, и остановить прогресс", - пояснил он.

Благодарность музам и помощникам

"Я хочу выразить глубочайшую благодарность прежде всего своей жене Милене, без которой ни мое существование, ни моя работа не были бы возможны. Еще двум женщинам огромная благодарность - [директору МАММ] Ольге Львовне Свибловой и куратору выставки Анне Зайцевой", - сказал художник.

По его словам, выставка "Московский альбом" - плод коллективной работы и коллективного финансирования. Проект не состоялся бы без активной поддержки музея "Гараж" и его директора Антона Белова, отметил Пивоваров. Отдельную благодарность он выразил Даниле Стратовичу - издателю и основателю Artguide Editions за подготовку книги, которая вышла к открытию выставки.

Также художник, который с 1982 года живет в Праге, поблагодарил Чешский культурный центр и посольство Чехии в России, которые помогают ему с организацией выставок в Москве.

Мост между Россией и Чехией

"В этом году мы вспоминаем столетие Чехословакии, нашей страны. Мы, как посольство здесь, в России, стараемся делать две вещи. Одна - говорить и напоминать об интересных годовщинах, которые связаны с моментами нашей истории. Вторая - искать нити, искать связи, которые объединяют нашу страну и Россию", - отметил на церемонии открытия выставки советник посла Чешской Республики в России Петр Кружек.

Он добавил, что эта экспозиция - прекрасный пример культурной связи между Россией и Чехией. "Я восхищен работами Виктора Пивоварова", - сказал советник посла.

О художнике

Виктор (Виталий) Дмитриевич Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. По словам самого художника, первое художественное произведение он сделал в пять лет. В 1957 году окончил Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, а в 1962 году - Московский полиграфический институт.

В 1967 году Пивоваров получил собственную мастерскую. В это же время художник впервые обратился к живописи и создал серию монотипий "Искушение Св. Антония", которую считает началом своей творческой деятельности. К первым картинам художника относятся такие произведения, как "Синие очки безумного милиционера", "Ах!", "Гвозди и молоток", "Московская вечеринка", "Безумная Грета" и другие.

В 1979 году состоялась первая выставка Пивоварова. В коллективной выставке "Цвет, форма, пространство" участвовало множество художников. Пивоваров показал на ней цикл "Семь разговоров". Вскоре после этого, в 1982 году, переехал в Прагу, где живет сейчас.

Теги