Все новости

Christie's и Sotheby's позитивно настроены перед неделей "русских торгов" в Лондоне

Аукционные дома предложили потенциальным покупателям сотни лотов, включающих в себя картины, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства

ЛОНДОН, 23 ноября. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев/. Крупные аукционные дома позитивно настроены перед начинающимися 26 ноября в Лондоне торгами предметами русского искусства. Об этом корреспонденту ТАСС сообщили в пятницу представители аукционных домов Christie's и Sotheby's, которые предложили поклонникам русского искусства сотни лотов, включающих в себя картины, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства (ДПИ).

"Рынок, безусловно, восстановился после 2014 года, когда он достиг дна, и он расширяется - мы видим, что клиентов становится все больше", - сказал корреспонденту ТАСС глава департамента русской живописи Sotheby's Рето Барметтлер.

"2017 год для нас был отличным, мы реализовали лотов более чем на £20 млн (более $30 млн), что стало лучшим результатом за несколько лет. Эти результаты подчеркивают интерес к более традиционным работам XIX-XX веков. На этот раз мы представили довольно разнообразную коллекцию с точки зрения как стилей, так и цен - самый дешевый лот оценивается в £500 ($645), а самый дорогой - в £2 млн ($2,6 млн)", - сообщил эксперт.

"Это очень важно для российских клиентов, которые обладают довольно эклектичным вкусом. И очень часто те, кто покупает очень дорогие вещи, приобретает и что-то менее дорогое, чтобы дополнить свою коллекцию", - добавил Барметтлер.

Маковский, Пиросмани и Репин

Топ-лот Sotheby's - картина Константина Маковского (1839-1915) "Жмурки", которая была выставлена на торги коллекционером из Нью-Йорка. Полотно довольно внушительных размеров (180 на 235 см) оценено в £2-3 млн ($2,6-3,9 млн).

Другой выдающийся лот - картина Нико Пиросмани (1862-1918) под названием "Грузинка в лечаки" с оценочной стоимостью в £500-700 тыс. ($650-910 тыс.). Она интересна не только из-за своей редкости (за всю историю аукционов на продажу было выставлено чуть более десятка работ художника), но и интересного происхождения.

Полотно было приобретено австрийским писателем Стефаном Цвейгом и провисело в доме писателя в Зальцбурге до его эмиграции из Австрии в 1934 году (через Лондон и Нью-Йорк) в Бразилию. После смерти в 1942 году самого переводимого европейского автора того времени картина перешла к его жене, затем - доктору Гарри Зону, который, в свою очередь, передал картину в Зал Цвейга Библиотеки Рида в Государственном университете Нью-Йорка во Фредонии, где она оставалась до нынешнего аукциона.

"На Пиросмани я обратил бы особенное внимание, потому что оценка лота довольно консервативная, учитывая то, сколько людей хотели бы его приобрести", - сказал Барметтлер.

Примечателен также потрет Льва Толстого кисти Ильи Репина (1844-1930). Картина была написана маслом на линолеуме, потому что в 1916 году, когда Репин создал ее, из-за дефицита, вызванного Первой мировой войной, достать холст в России было не так просто. Полотно было приобретено отцом нынешнего владельца у русского иммигранта в Мексике в 1970 году и оценивается в £400-600 тыс. ($520-780 тыс.).

Капризный рынок

Международный директор департамента русского искусства Christie"s Алексей Тизенгаузен в свою очередь отметил, что интерес к русскому искусству остается стабильно высоким, однако предупредил, что давать какие-то точные прогнозы по поводу предстоящих торгов сложно. "Вкус не меняется, интерес к русскому искусству сохраняется, но вы никогда не узнаете до начала аукциона, как отреагирует рынок, - сказал он. - Например, в июне ситуация не была самая прекрасная, но в конце концов результаты оказались совсем неплохие".

"Я не сказал бы, что рынок слабый, но он "капризный" - люди только в последний момент решают, будут ли они покупать или нет, в то время, как 10 лет назад толпы ходили и покупали. Сейчас их [коллекционеров] меньше. Они продолжают собирать, но очень аккуратно", - добавил Тизенгаузен.

При этом эксперт обратил внимание еще на одну особенность рынка предметов российского искусства - проданные на аукционах работы потом уже редко выставляются снова на торги. "Они не возвращаются на рынки в отличие от произведений современного искусства или импрессионистов, когда вещи снова доступны для продажи через 10-15 лет. Думаю, это новое поколение, которое увлекается коллекционированием и страшно любит это, а инвестирования в русском искусстве нет", - отметил Тизенгаузен.

Айвазовский, Шухове и Бакст

В секции картин одним из топ-лотов торгов Christie's станет полотно Ивана Айвазовского (1817-1900) под названием "Закат в Венеции". Картина, написанная в 1873 году, "происходит из собрания Джона Клюге и не появлялась на рынке искусства последние 20 лет", сообщили в Christie's. Ее оценка составляет от £400 тыс. до £600 тыс. ($515-775 тыс.). Как рассказали в аукционном доме, художник впервые посетил Венецию летом 1840 года во время пенсионерской поездки от Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств.

К числу топ-лотов предстоящих торгов относятся и происходящие из частной французской коллекции две работы Василия Шухаева (1887-1973): "Автопортрет в сером халате" и "Портрет Веры Шухаевой, жены художника". Их оценка составляет £300-500 тыс. ($390-650 тыс.).

Отдельного упоминания заслуживает подборка работ Льва Бакста (1966-1924) из собрания семьи Константинович - потомков художника, где представлены различные эскизы декораций, книжная графика, портреты, обнаженная натура, дизайны текстиля, натуралистические зарисовки и альбом с дизайнами дамских шляпок. Самый дорогой лот в этой коллекции - выполненный в 1912 году акварельный эскиз декораций к балету "Дафнис и Хлоя" на музыку Мориса Равеля, его оценивают в £180-220 тыс. ($230-285 тыс.).

Топ-лотом в секции декоративно-прикладного искусства является происходящая из частной испанской коллекции крайне редкая императорская фарфоровая ваза, украшенная портретом императора Австрии, короля Богемии и Венгрии Франца I работы Александра Нестерова по мотивам портрета кисти Иоганна Петера Крафта. Оценка лота - £800 тыс. - 1 млн ($1-1,3 млн.). Как подчеркивают в аукционном доме, это одна из самых крупных подобных ваз, появившихся на рынке. Для сравнения, аналогичная ваза, которая находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, ниже на 10 см.

Коллекция Ростроповича-Вишневской и книги

Примечательно, что одними картинами ведущие аукционные дома на этот раз не ограничились. Так, Sotheby's представил более 300 лотов из коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Среди лотов, общая стоимость которых оценивается в £3,5 млн ($4,5 млн), находится мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты, на которых играл известный на весь мир виолончелист.

Самым дорогим лотом стала виолончель XVIII века производства итальянского мастера Джованни Гваданини с оценочной стоимостью £1-1,5 млн ($1,3-1,9 млн). Помимо этого, на торги будут выставлены еще две виолончели из коллекции Ростроповича. Одна из них изготовлена в 1741 году известным венецианским лютьером Санто Серафином (оценка £500-700 тыс. - $640-900 тыс.), другая - в 1473 году мастером Джованни Гвиданти из Болоньи (£260-380 тыс.).

Christie's в свою очередь выставил на торги коллекцию редких русских книг и рукописей, собранную американским юристом, коллекционером книг Робертом Иденом Мартином. Среди топ-лотов аукциона - подарочный экземпляр первого издания "Камня" Осипа Мандельштама (1891-1938) с дарственной надписью поэту Вячеславу Иванову. Его оценочная стоимость составляет от £60 до £90 тыс. ($77-116 тыс.). Примечательны также первое издание "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Николая Гоголя (1809-1852) с оценкой £50-70 тыс. ($64-90 тыс.), первое отдельное издание первой главы "Евгения Онегина" в оригинальной бумажной обложке 1825 года (£25-35 тыс. - $32-45 тыс.).

О торгах

"Русская неделя" традиционно проходит в Лондоне два раза в год - в мае-июне и в ноябре-декабре. В ней также принимают участие аукционные дома MacDougall's и Bonhams.

Топ-лотом MacDougall's стала картина Петра Кончаловского (1876-1956) "Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский". Предварительная оценка стоимости работы Кончаловского, написанной в 1918 году, составляет от £1,5 до £2 млн ($2-2,6 млн).

Топ-лот Bonhams - натюрморт кисти Василия Рождественского (1884-1963) с оценкой £150-200 тыс. ($190-260 тыс.).

Общая выручка торгов, прошедших в июне этого года, превысила £23,7 млн ($31,5 млн).

По традиции, торги откроет аукционный дом Christie's в понедельник.