В Русском музее обнаружили считавшийся уничтоженным портрет Пушкина
Работа, которую Кузьма Петров-Водкин счел неудачной и решил уничтожить, оказалась под его более поздней картиной
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 декабря. /ТАСС/. Эксперты отдела технологических исследований Русского музея обнаружили считавшийся утраченным портрет Александра Пушкина работы художника Кузьмы Петрова-Водкина. Об этом сообщили во вторник ТАСС в пресс-службе Русского музея.
Портрет, который сам автор счел неудачным и решил уничтожить, оказался под более поздней картиной Петрова-Водкина "Колхозницы".
"Во время обследования картины "Колхозницы", хранящейся в собрании Русского музея, сотрудники отдела технологических исследований обнаружили под верхним слоем более ранее изображение. Исследование показало, что это портрет А. С. Пушкина, ранее считавшийся утраченным", - рассказали ТАСС в пресс-службе музея.
Как отметили представители музея, очертания более раннего изображения угадываются даже при простом взгляде на картину, но для того, чтобы выяснить, что было изображено под верхним слоем, потребовалось изучить картину с помощью техники. "Нас привлекло то, что по ней сразу же видно, что она написана поверх какого-то изображения. Дальше с помощью аппаратуры были проведены исследования, которые позволяют заглянуть под верхний слой с помощью инфракрасного излучения. Выяснилось, что это портрет Пушкина", - привела пресс-служба слова заведующего отделом технологических исследований Русского музея Сергея Сирро.
По его словам, искусствоведам известно, что Петров-Водкин писал портрет Пушкина, и он ему не понравился. "Считалось, что портрет был уничтожен, потому что позднее нашли обрезки картины. На самом деле, художник отрезал нижнюю часть холста и написал этих работниц", - рассказал Сирро.
О портрете
Речь идет о портрете Пушкина, написанном в 1930-х годах. Эту картину Петров-Водкин счел недостаточно удачной и сам уничтожил, разрезав холст и нарисовав поверх изображения эскиз картины "Колхозницы".
Воспоминания об этом эпизоде есть в дневниках дочери Петрова-Водкина, на которые ссылаются в материалах представители Всероссийского музея А. С. Пушкина. На сайте музея выложена фотография утраченной картины и приведена выдержка из дневника Елены Петровой-Водкиной.
"Я отлично помню, как я к папе заглянула, а он в плохом настроении, говорит, "Что-то у меня не клеится с Пушкиным". Вот образ не может никак схватить. Образ чувствует, а потом вдруг, ни с того, ни с сего, он берет ножик и режет картину", - писала она в воспоминаниях.
В пресс-службе Всероссийского музея Пушкина ТАСС подтвердили, что в фондах хранится фотография картины, и с ней можно будет сличить данные, полученные экспертами Русского музея.
Петров-Водкин
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) - русский художник первых десятилетий XX века. Родившись в семье сапожника в Саратовской губернии, Петров-Водкин начал самостоятельно заниматься живописью под влиянием знакомых иконописцев. Позднее он получил художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица, а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у художника Валентина Серова, выезжал на учебу в Европу.
Он выработал собственную оригинальную манеру живописи, в которой сочетаются черты модернизма, символизма и других течений. Среди самых известных работ художника - "Купание красного коня", "Смерть комиссара", "Сон", "Мать", "Богоматерь Умиление злых сердец", "Петроградская мадонна".
В Русском музее летом 2018 года проходила выставка к 140-летию Петрова-Водкина, на которой было показано 236 произведений живописи и графики из собраний российских музеев.