Если бы о Поле Сезанне захотели снять биографический фильм, это была бы сложная драма, лишенная экшена, зрелищ, но зато наполненная яркими красками природы, окружавшей его, и чувств, одолевавших его душу. Всю жизнь он то боролся с отцом-банкиром, который всего добился сам и стал богатейшим человеком в городе, то искал гармонии со своим внутренним миром и окружающими. И даже когда конфликт с отцом почти сошел на нет (Луи-Огюст Сезанн все же смирился с рвением сына посвятить себя творчеству), с противоречиями, которые раздирали его, справляться было тяжело. Его картины подвергались критике, художник всегда сомневался в собственном даровании, несколько раз даже отказываясь от живописи. Спасением был близкий друг, поэт Эмиль Золя, дружбу с которым Сезанн пронес через всю жизнь. Именно Золя поддерживал его в моменты творческого кризиса, указывая правильный путь.
Жизнь Сезанна не имела ничего общего с парижской богемой. Художника не окружали толпы поклонников, а сам он шумным вечеринкам предпочитал отдых на природе или работу в мастерской. Творчество Сезанна сложно ограничить рамками какого-то одного направления. Он любил природу, всегда обращался к видам родных мест, где он вырос. В то же время его вдохновляли обычные люди, например фермеры, которые могли засесть в кафе за карточной игрой. Сезанн мог часами наблюдать за такими сценами. "Я пишу только правду", — гордо говорил он.
Его интересовали четкие формы и изгибы предметов. Сезанн писал много натюрмортов, играя со светом и тенью, а сам мечтал поразить Париж с помощью простого яблока. Он говорил, что был бы рад, если бы все его модели могли быть такими же неподвижными, как предметы на столе. Но несмотря на это, даже в натюрморты художник вкладывает частичку своей души: искусствоведы говорят, что и простое яблоко Сезанн мог написать как будто это был человек со своей историей и жизненным опытом.
Девушка у пианино (Увертюра к "Тангейзеру") (1868)
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пьеро и Арлекин (1888)
Другое название этой картины — "Масленица", работа находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
© Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Игроки в карты (1890–1892)
По одной из версий, на создание этой серии картин его вдохновил простой бытовой сюжет, сцена, которую он увидел в кафе недалеко от дома.
© Barnes Foundation
Купание (1894)
Купание вместе с родными пейзажами и натюрмортами было одной из ключевых тем для художника. Но этот сюжет был для него своеобразной метафорой, предлогом для выражения своих мыслей.
© Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Пейзаж в Эксе, гора Святой Виктории (Гора Сент-Виктуар) (1905)
Искусствоведы всегда отмечают удивительное изображение пейзажей Сезанном. В отличие от других художников его мало интересовала перспектива или разные планы. Он старался как бы "стянуть" все пространство воедино, показав его цельность. Поэтому он часто использует обратную или сферическую перспективу и почти не рисует прямых линий.
© Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Кадрия Садыкова