20 января 2019, 00:21

Композитор Владимир Дашкевич отметит 85-летие за работой

Композитор сейчас работает над концертной версией оперы по поэме Александра Блока "Двенадцать"

МОСКВА, 20 января. /Корр. ТАСС Анастасия Силкина/. Композитор, автор музыки к фильмам "Бумбараш", "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", "Пеппи Длинныйчулок", "Собачье сердце" и еще к более чем 100 картинам и театральным постановкам Владимир Дашкевич в воскресенье отметит 85-летие. Композитор рассказал ТАСС, что встречает юбилей за работой над концертной версией оперы по поэме Александра Блока "Двенадцать".

"Сейчас мы вместе с радиостанцией "Орфей" делаем проект - концертное исполнение оперы "Двенадцать", которую я закончил в прошлом году. Первый акт почти готов. Сделать проект в нынешнем сезоне - это был бы лучший юбилей, который я хотел бы провести", - поделился планами Дашкевич.

Композитор назвал оперу одной из важнейших своих работ. "Это русская классика и в то же время - актуальный материал, потому что надо, чтобы люди, которые стремятся создать в стране какую-то революционную ситуацию, понимали, чем это закончится", - пояснил он.

Что касается празднования юбилея, то Дашкевич планирует немного перенести сроки. "Сейчас это [вопросы празднования] попадает в руки моей семьи, как они придумают - так я и отмечу. Хотелось бы, конечно, видеть своих друзей, поэтому потяну время, пока Юлий Ким вернется из Израиля. И, конечно, чтобы была моя любимая певица Елена Камбурова", - признался Дашкевич.

Новые проекты

Когда Дашкевич отвечает на вопрос о своих недавних работах, сложно поверить, что он отмечает 85-летие. Это и музыка для спектаклей "Дон Кихот" (премьера состоялась в мае 2017 года), и "Цари" (представлен в сентябре 2018 года) Михаила Левитина в Московском театре "Эрмитаж", и проект с театром "Комедианты" в Санкт-Петербурге. Про кино он также не забывает, но вот недавняя работа "зависла". "Такое часто бывает в кино: музыка уже почти готова, а проект то ли жив, то ли нет", - заметил композитор.

Еще Дашкевич собрал три фортепианных альбома своей киномузыки, разделив их по возрасту музыкантов: для детей, подростков и взрослых. "[Петр Ильич] Чайковский в свое время написал фортепианный альбом из 24 номеров, и по нему дети играют до сих пор. Мне кажется, что современным детям интереснее играть музыку современную, но сделанную так же технично и изобретательно. Скоро будем издавать", - рассказал Дашкевич.

Композитор-химик

Этих и еще десятков других симфонических, кино- и театральных работ могло бы не быть, ведь Дашкевич планировал стать инженером-химиком. В музыку его привело то, что сам композитор называет "житейским событием".

"В нашей коммунальной квартире на Пречистенке соседи отмечали свадьбу дочери и попросили перенести пианино в нашу комнату. Я сел за инструмент и понял, что это мое. Мне тогда было 19 лет, я был уже на третьем курсе Института тонкой химической технологии", - вспомнил Дашкевич.

Мелодии стали рождаться почти сразу, начинающий композитор быстро научился их записывать. И новая случайность - семинар самодеятельных композиторов. "Это было такое странное заведение, в котором работали два выдающихся музыканта - тогда еще молодой композитор Николай Каретников и бежавший из фашистской Германии в Советский Союз австрийский музыкант Филипп Моисеевич Гершкович, легенда советской музыки: весь авангард - и [Эдисон] Денисов, и [Альфред] Шнитке, и [София] Губайдулина - учился у него", - отметил Дашкевич. Эти наставники и убедили начинающего композитора продолжить занятия музыкой.

Набрав 24 балла из 25, опередив других абитуриентов на четыре пункта, Дашкевич стал студентом Арама Хачатуряна в Гнесинском институте, наряду с Микаэлом Таривердиевым, Алексеем Рыбниковым, Марком Минковым и Андреем Эшпаем. По воспоминаниям композитора, мэтр благоволил к нему. "Дело в том, что Арам Ильич прошел похожий путь: он поздно, в 18 лет, стал заниматься музыкой. Поэтому он мне очень симпатизировал и помогал", - предположил музыкант.

Дашкевич называет удачей работу бок о бок с лучшими в своем деле.

"Без божьей руки здесь ничего не сделаешь, - подчеркнул он. - Это все настолько эфемерно, на любой ступеньке я мог остановиться. Но мне повезло работать с лучшими режиссерами театра и кино: Анатолием Эфросом, Георгием Товстоноговым, Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Михаилом Левитиным, Владимиром Бортко, Игорем Масленниковым, Вадимом Абдрашитовым. Это, конечно, дало мне очень много".