Все новости

Авангардный парижский арт-проект "Дау" об эпохе СССР. Очереди, визы и гротеск

Обозреватель Le Figaro Бертран де Сен-Венсан назвал созданный российским кинорежиссером Ильей Хржановским проект законченным фарсом, который нам когда-либо предлагал авангард

ПАРИЖ, 29 января. /ТАСС/. Арт-программа "Дау" (DAU), как ожидалось, должна была стать одной из самых захватывающих парижских премьер 2019 года. Для погружения в эпоху СССР свои площадки предоставили театры Theatre du Chatelet, Theatre de la Ville, а также Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Centre Pompidou), но начался проект с опозданием из-за отсутствия разрешения полиции, а также вызвал у прессы и специалистов в разных областях искусства много вопросов.

Поддержанный тремя ведущими культурными институтами столицы эксперимент "достиг вершин гротеска", считает обозреватель Le Figaro Бертран де Сен-Венсан. "Дау", созданный российским кинорежиссером Ильей Хржановским, это самый законченный фарс, который нам когда-либо предлагал авангард", - полагает он.

Чтобы стать участником арт-эксперимента, необходимы визы. "Для этого требовалось пройти удивительный допрос, в ходе которого вас расспрашивали об интимных вкусах, сексуальных предпочтениях и возможных отклонениях, - замечает журналист. - После составления такого портрета и уплаты от €35 до €150 любители сильных ощущений должны были погружаться в тоталитарный мир, навеянный советской моделью, которую, кстати, в этих же интеллектуальных кругах в свое время воспринимали как рай на земле".

Идти или не идти?

Скроенный в соответствии с индивидуальностью каждого, указывает автор, мистический вояж идет по маршруту, на котором вас ждут тревожащие персонажи, скабрезные картины, сенсорные, чтобы не сказать иначе, стимуляции. Как было обещано, все поливается водкой и снимается на скрытую камеру. "Сочетая самоуверенность и любительство, эта мировая премьера превратилась в нечто невообразимое, - считает журналист. - В Париже ее финансировали с такой щедростью, которая заставила бы закипеть не одного "желтого жилета".

Часть первых зрителей привлек аромат скандала. "Если нам хотели продемонстрировать самодостаточность элит, то это преподнесено на блюде, - замечает журналист. - Что же касается искусства, подождем лучших времен".

"Станьте гостем, вуайеристом, актером", - цитирует призыв продюсеров "Дау" литературный критик Франсуаз Даржан, "Россия, вернее Советский Союз, были на сцене в театре Chatelet с продолжением в Theatre de la Ville на другой стороне площади, - отмечает она. - На устах у всех в культурных кругах Парижа, заинтригованных загадочной кампанией вокруг содержания проекта, был вопрос: "Идти или не идти?".

Далеко от "Доктора Живаго"

Пока публика, заплатившая от €35 до €150, увидела немногое. Комиссия по безопасности при Префектуре полиции сочла, что Chatelet не готов к приему публики 24 января. Расположенному напротив Theatre de la Ville разрешение было дано, но первые зрители арт-проекта были в отчаянии от обещанного им эксперимента. Но чего же они ожидали?

"Дау", напоминает Даржан, начался в Харькове, где Илья Хрыжановский реконструировал интерьеры московского института физических исследований. Сотни кандидатов добровольно согласились отправиться назад в прошлое как фигуранты этой экспериментальной реконструкции. Они играли собственные роли и позволяли себя снимать. После монтажа 700 часов кинопленки трансформировались в 13 полнометражных картин. Эти картины направляют нас назад в тоталитарное советское общество и разнузданную жизнь героя.

"В итоге мы далеко от "Доктора Живаго", - констатирует Держан. Режиссер, замечает она, демонстрирует на экране пытки над людьми, отчетливые сексуальные сцены и даже инцест, совершаемый женой героя, и одновременно монотонные банальные кадры. И вот 10 лет спустя после начала этого приключения второй акт поднимает занавес в Париже. Поскольку институт уже разрушен, создается новое пространство между реальностью и фикцией. Берлин отказался, Париж согласился.

В интервью отказано

По словам сотрудницы проекта, назвавшей себя Анной, из 100 французов, нанятых в Париже, за последние три месяца ушли 40. "Мы работаем в неотапливаемых помещениях семь дней в неделю с восьми до двух, с почасовой зарплатой в €6, меньше французского минимума, - рассказала она Le Figaro. - Атмосфера достойна секты. Многие плачут, ходят, как зомби, но должны улыбаться при появлении посетителей".

В ответ на просьбу об интервью менеджер Phenomen Films Paris выставила ряд условий - посмотреть на холоде экспериментальный фильм в течение часа, предоставить вопросы заранее, а затем отказалась от встречи.

В день премьеры с наступлением сумерек 150 человек в возрасте от 30 до 50 лет - адвокаты, художники, исследователи и программисты - долго ожидали на улице, пока служащие печатали внутри здания на своих компьютерах, освещенных зеленоватым светом. Чтобы погрузиться в соответствии с замыслом режиссера в Советский Союз, каждый зритель, имевший билет и удостоверение личности, должен был получить индивидуальную визу. Но изготовление каждой такой карты с фото, штрихкодами не было быстрым. Время от времени к ним выходила женщина с пакетом карточек и объявляла фамилии. После двух часов ожидания на холоде многие предпочли провести вечер в другом месте.

Демарш "Полины"

Немало вопросов и к обеспечению безопасности. Так, вечером 24 января, когда продюсеры "Дау" направили по электронной почте сотням зрителей уведомление о том, что премьера откладывается, адреса не были скрыты.

"Это нарушение принципов безопасности", - считает французская Национальная комиссия по информатике и свободам. Несколько часов спустя стало известно, что злоумышленник под именем "Полина" использует картотеку адресов. Представляясь, как сотрудник "Дау", отправитель требовал от каждого оплаты кредитной картой. По крайней мере, один из адресатов оповестил комиссию.

Свой замысел российский режиссер Илья Хржановский реализует уже более 10 лет в честь нобелевского лауреата советского физика Льва Ландау (1908-1968). Он посвятил ему фильм по мотивам мемуаров вдовы академика Коры.

Кинокартина занимает центральное место в проекте. Съемки ленты, выход которой на экраны предполагается в этом году, проходили с 2008 года в Москве, Санкт-Петербурге, Харькове, Баку, Копенгагене и Лондоне.