5 апреля 2019, 17:43

Выставка "Пикассо и война" открылась в Париже

Всего на выставке представлено более 100 работ художника

ПАРИЖ, 5 апреля. /Корр. ТАСС Михаил Тимофеев/. Дирекция парижского Музея армии открыла в пятницу в своих залах выставку "Пикассо и война".

"Да, действительно, эта выставка - совершенно необычное явление не только для Музея армии, но и вообще в истории выставок, посвященных Пикассо. Никогда еще не поднималась тема отношения Пикассо к военным конфликтам в ходе всего периода его творчества", - сообщил корреспонденту ТАСС бригадный генерал Александ д`Андок де Серьеж, директор музея.

"Причем нельзя не учитывать и того, что сам Пикассо никогда не воевал и даже мало непосредственно воспроизводил в своих произведениях военные конфликты, если не считать "Герники" и еще одной картины, посвященной гибели людей в корейском конфликте. В то же время совершенно очевидно, что из всех художников XX века именно он в наибольшей мере находился под воздействием всех этих войн той эпохи", - добавил генерал.

"Нельзя забывать, что большинство европейцев сейчас воспринимают войны именно через отражение их в искусстве, так как все военные конфликты весьма далеки от них. Именно такой широкой публике и адресована наша выставка", - добавил он. - "Она отличается еще и тем, что обычно мы используем свои же экспонаты, теперь же мы оказались "бедными" на них, у нас всего два произведения Пикассо. Поэтому мы обратились за помощью к парижскому Музею Пикассо и частным коллекциям", - сообщил директор музея.

Отмечается, что Пабло Пикассо был пацифистом и никогда не участвовал в военных действиях.

"Герника" и маскировка

Экспозицию открывает черно-белая фотография картины "Герника", посвященной жертвам гражданской войны в Испании. Она выполнена в масштабе самого оригинала полотна. Клише было сделано Дорой Маар (Теодорой Маркович) - художницей, музой и любовницей Пикассо. Она придерживалась пацифистских взглядов и оказала в этом отношении немалое воздействие на живописца, сообщили организаторы экспозиции.

Пикассо предстает перед посетителями в военной форме французской армии времен Первой мировой войны. Он одолжил ее в 1911 году, чтобы сфотографироваться, у своего друга художника Жоржа Брака, попавшего под воинский призыв. Сам же Пикассо никогда не был призван, так как имел испанское гражданство - то есть нейтральной страны, не участвовавшей в конфликте.

В одном из представленных на экспозиции писем Пикассо предлагает своему другому другу, поэту Гийому Аполлинеру, находящемуся на фронте в артиллерийской части, использовать для маскировки пушек окраску их различными цветами - наиболее пригодным он считает сочетание синего, красного и зеленого. Причем с этой идеей маскировки Пикассо выступает гораздо раньше генштаба французской армии.

Приведенные на смотре образцы той маскировочной окраски, которую применяла тогда германская армия, свидетельствуют, что и там первоначально придерживались ярких цветов - сочетания зеленого, оранжевого, коричневого и желтого. Такая ткань, украшающая местами стены выставки, больше напоминает картину в кубистком стиле.

Также на выставке представлен портрет немецкого солдата во времена оккупации Парижа. Выдержав его в подчеркнуто абстрактной экспрессивной манере, Пикассо применяет в ее колорите серо-зеленые цвета формы пехотинцев Вермахта. Для сходства рядом с картиной установлен манекен солдата в такой полевой форме.

Обширная программа

Всего на выставке представлено более 100 работ художника, сотни писем, фотографий и других документов. Среди эскизов есть и выполненный карандашом и акварелью проект занавеса к балету Дягилева "Парад". Его премьера состоялась в парижском театре Шатле в мае 1917 года. Много в экспозиции и материалов послевоенной эпохи, когда Пикассо активно включился в борьбу за мир, будучи членом Французской компартии. На стендах - эскизы к голубю мира, ставшему в те годы эмблемой борьбы против войн.

Выставка, как сообщил директор музея, выйдет и за его пределы. В частности, посетителям будет предоставлена возможность побывать в здании ЮНЕСКО, где находится панно работы Пикассо "Падение Икара". Также в ресторане, распложенном поблизости, пройдут семинары по гастрономии времен войны. В основу их положен французский бестселлер времен немецкой оккупации - поваренная книга "Кулинария и военные ограничения". Она содержит простые рецепты по изготовлению блюд из топинамбуров, репы и свеклы, которые ранее во Франции считались "овощами бедняков".

В самом здании учреждения культуры также запланировано проведение семинаров по искусству военных времен, пройдут несколько концертов. Будет показана постановка пьессы Пикассо "Желание, пойманное за хвост". Она была написана за три дня во время Второй мировой войны, в 1941 году, во время немецкой оккупации Парижа.

Ее первая читка друзьями художника состоялась в 1944 году, вскоре после освобождения города. А премьера - в 1952 году.