10 апреля 2019, 02:10

Балет Мариинского театра начал новые гастроли в Вашингтоне

Коллектив привез в столицу США спектакль "Корсар", это произведение артисты из Санкт-Петербурга уже показывали на сцене Кеннеди-центра в 2005 году

ВАШИНГТОН, 10 апреля. /ТАСС/. Балетная труппа Мариинского театра открыла во вторник вечером семнадцатые по счету гастроли на сцене главного театрально-концертного комплекса столицы США - Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди.

На этот раз прославленный коллектив привез в Вашингтон спектакль "Корсар" на музыку Адольфа Адана, Цезаря Пуни, Лео Делиба, Риккардо Дриго и Петра Ольденбургского в хореографии Петра Гусева на основе композиции Мариуса Петипа. Это произведение артисты из Санкт-Петербурга уже показывали на сцене Кеннеди-центра в 2005 году.

Как отметил в беседе с корреспондентом ТАСС и.о. заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев, "Корсар" - это один из классических балетов, шедевров Мариуса Петипа". "Вообще этот спектакль очень часто гастролировал в Америке: он был и в Нью-Йорке, и в других городах, и в штате Калифорния, потому что это шедевр, классический шедевр. В нынешнем году совместно с руководством Кеннеди-центра мы приняли решение о том, что спектакль вернется на сцену <...>, и мы будем его показывать в течение этой недели", - сказал заслуженный артист России.

Классика и современность

По словам Фатеева, Мариинский театр старается привозить в Вашингтон как классику балета, так и современные постановки.

"Мы чередуем классические постановки с современными. <...> Мы привозили сюда [в последние годы] "Золушку" в хореографии [Алексея] Ратманского, а это современный спектакль, мы привозили сюда "Конька-Горбунка" - это тоже современный спектакль в хореографии Ратманского, и мы привозили сюда вечер с хореографией Вацлава Нижинского "Весны священной" на музыку Стравинского. Это тоже классикой никак не назовешь. То есть мы стараемся чередовать репертуар и показывать наряду с классическими спектаклями современные произведения", - пояснил наставник всемирно известной труппы.

"Но все-таки театров такого класса, такого уровня, как труппа Мариинского, в мире, наверное, всего два или три", - подчеркнул Фатеев. Он уточнил, что имеет в виду прежде всего коллективы, исполняющие "по-настоящему <...> классический репертуар". "К сожалению, большинству трупп классический репертуар неподвластен, и то, что показывается под видом классики, таковой на самом деле не является, - указал руководитель труппы. - А Мариинский театр и Мариинский балет - это прежде всего классическая балетная труппа".

"Самое-самое трудное"

"Классику танцевать тяжелее всего, это самое-самое трудное. Для этого нужна высококвалифицированная балетная труппа. Я имею в виду большую классику - такие спектакли, как "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Баядерка", "Раймонда", "Жизель", "Дон Кихот", "Щелкунчик". Все это является основой настоящего классического репертуара большой балетной труппы", - заявил Фатеев.

В связи с этим он напомнил, что перечисленные работы были в свое время созданы именно для Мариинского театра.

"Все эти спектакли были созданы на сцене Мариинского театра и для труппы императорского театра. Об этом не нужно забывать. Эта труппа всегда должна была обладать очень большим потенциалом, большим ресурсом - как людским, так и образовательным. Нужны были артисты, закончившие одну и ту же школу, чтобы они обладали единым стилем", - продолжал артист.

По его глубокому убеждению, "в Санкт-Петербурге это осталось: и традиция, и преемственность школы, и количественный состав труппы, и качество". "Поэтому, безусловно, так, как танцует классический спектакль труппа Мариинского театра, ни один театр в мире, к сожалению, станцевать не сможет", - считает Фатеев. По его прогнозу, такая ситуация будет сохраняться "в ближайшем и даже далеком будущем".

"Поэтому все, естественно, хотят в основном видеть классические спектакли, когда приглашают труппу Мариинского театра. Всегда понятно, что, помимо брэндового названия, это будет еще и очень высокое качество. Тут переубедить или переломить желание промоутера или представляющего нас театра достаточно сложно. Тем не менее при этом мы, как я сказал, современные спектакли все же здесь показываем", - добавил Фатеев.

Международное сотрудничество и обмен опытом

Согласно изложенной им информации, сейчас труппа разрабатывает планы "продолжения сотрудничества" с американским хореографом Твайлой Тарп "для создания оригинального балета на сцене Мариинского театра и для Мариинского театра, большого полнометражного спектакля".

Как он полагает, артистам русской школы балета "нужно общаться" с коллегами за рубежом, обмениваться опытом, учитывать все лучшее.

"Но, естественно, не нужно забывать свои корни. Безоговорочно сказать, что нам отсюда нужно что-то брать, я не могу. Это не снобизм, нет. Просто у нас школа гораздо более глубокая, исторически значимая", - отметил балетмейстер, отвечая на вопрос о том, видит ли он необходимость заимствования чего бы то ни было из нынешнего американского танца.

"Да, естественно, балет развивается, танец развивается, <...> нам нужно смотреть за новыми тенденциями, но брать что-то конкретно и переносить на свою почву нам, наверное, не стоит, нам нужно гордиться тем, что у нас есть и развивать то, что у нас есть. Все, что есть в современном балетном театре, - пришло из России. Как это, наверное, кому-то ни прискорбно признавать, все, что в классическом балете есть, - все из России", - подытожил Фатеев.